Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок-мастерская «Изготовление декоративных цветов из ткани»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Оспанова Асель Ринатовна учитель технологии Северо-Казахстанская область Тайыншинский район Ильичевская средняя школа

Оспанова Асель Ринатовна

9 класс

Цель: Изучить способ изготовления декоративного цветка.

Задачи:

1) способствовать формированию интеллектуального, духовного и физического развития личности.
2) развивать мышление, творческий потенциал учащихся, фантазию.
3) воспитывать эстетический вкус, уважение к творчеству других.

Учебно-материальное оснащение

  • ткань, кусочки из хлопчатобумажной ткани, вата, технологические карты изготовления цветов, альбомы с цветами
  • проволока, тонкие спицы
  • ножницы, карандаш

Ход урока

I. Эмоциональный настрой

Владимир Солоухин говорил:

«А ведь у людей в распоряжении есть улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза — смотреть, ноги- ходить,- все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет». Чтобы этого с нами не случилось, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. И примите наилучшие пожелания. (Учитель раздает сердечки с пожеланием)

II. Беседа по теме урока

Еще до живописцев и скульпторов существовал великий художник- природа. Она подарила нам одно из самых прекрасных произведений — цветы. Их тысячи, но каждый цветок неповторим, у каждого свой характер, он требует к себе внимания, капризничает, но чаще приводит людей в восторг.

Ребята, а как вы думаете, на какие виды можно поделить цветы?

Ученик: Цветы, которые растут на клумбах

Учитель: Да, к таким цветам можно отнести георгин, нарцисс, тюльпан.

Учитель: А еще какие?

Ученик: Полевые цветы.

Учитель: А какие цветы относятся к ним?

Ученик: Ромашка, василек

Учитель: А ещё ребята, существуют такие виды цветов, которые нравятся женщинам. Как вы думаете, что это за цветы?

Ученик: Розы, хризантемы, лилии.

Учитель: Трудно представить что-либо прекраснее, чем цветы. Как только человек научился изготавливать одежду и обрёл жилище, он стал придумавать, как и чем их украсить. Жилище украшали сухими букетами, позднее — тканями с вышитыми или вязаными цветами.

Учитель: Ребята, а давайте окунемся в прошлое.

Ученик: Искусственые цветы были известны уже в древности. В 3000 году до нашей эры египтянки украшали себя искусствеными цветами, а от них это искусство переняли и гречанки. В средневековой Европе, в Испании и Италии, в монастырях занимались изготавлением цветов для украшений храмов и религиозных праздников.
В конце 18 веке искусственные цветы начинают изготавливать промышленным способом. Это была очень трудоёмкая и даже вредная работа. Вот что можно прочесть в энциклопедии 1903 года: «Делание цветов из ткани и бумаги производится кустарным способом, и этим занимаются женщины и дети. Работа эта плохо оплачиваемая, очень вредна для здоровья, так как для окраски употребляют содержащие мышьяк, медь, свинец и даже ртуть краски». В середине XIX века уже при каждой швейной или шляпной мастерской были свои мастерицы, занимающиеся цветами. Тогда же это искусство изготовления декоративных цветов через Польшу пришло и в Петербург — законодатель моды в России.

В советское время это искусство считалось «пережитком буржуазного прошлого» и было забыто на долгие годы.

Учитель: А как вы думаете, когда возродилось искусство изготовления декоративных цветов.

Ученик: Оно возродилось после отечественной войны, когда к России была присоединена Прибалтика. Там традиция украшения одежды декоративными цветами не прерывалась, и ее переняли офицерские жены. Именно в военных гарнизонах, рассеянных по всей огромной стране, женщины шили, вязали, украшали одежду и свои скромные жилища. И во многом им мы обязаны тем, что в нашей стране сохранились различные художественные техники и ремесла.

В истории моды прослеживается несколько пиков увлечения искусственными цветами. Интерес к ним особенно возрастал, когда в моду возвращались шляпы с украшениями в виде цветов и фруктов или замысловатые прически.

В конце XYIII века (1776–1782 годы) дамы сооружали причудливые прически, которые должны были сделать фигуру более высокой. Это достигалось за счет вплетения в волосы и закрепления на макушке перьев, букетов и лент.

Учитель: Цветы всегда приносят нам ощущения праздника или свидетельствуют о каком-то событии, перемене в жизни. Художественно-исполнительные цветы всегда служили украшением женского туалета. Присутствие цветов в нашей жизни дает ощущения близости к природе, вызывает положительные эмоции.

Учитель: Ребята, а как часто цветы являются необходимостью в жизни?

Ученик: В течение всего года бывает много случаев, когда требуются цветы. Это дни рождения, разного рода годовщины, торжественные встречи, выпускные вечера и, естественно, ни одна свадебная церемония не обходится без присутствия цветов. Свадебный букет невесты, бутоньерки для жениха и гостей — это далеко не полный список изделий, выполняемых нашими мастерами. Порой, украсив, простой летний брючный костюм небольшим цветком приобретает женственность и неповторимость, а цветок на вечернем платье притягивает взгляд и является чуть ли не главным украшением.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему мы с вами так много говорим сегодня о цветах?

Ученик: Наверное, потому что вы предложите нам изготовить виды декоративного цвета.

Учитель: А почему ты так решила?

Ученик: Потому что у нас на столе лежит ткань, ножницы, бисер.

Учитель: Правильно. Мы сегодня проводим урок-мастерскую на тему «Изготовление декоративных цветов из ткани».

Мне хочется привить вам хорошее и красивое, то, что пригодится вам в жизни.

Учитель: Изысканное искусство-создание декоративных цветов — в принципе доступно каждому, кто имеет вкус, фантазию и хорошие руки. Но, как и во многом другом, здесь важно желание. Сейчас часто можно услышать возражение типа: «Ну зачем…», «Кому это надо, когда все можно купить…», «Рукоделие-это сплошная скука…». Подобное мнение, конечно, огорчает — увы, это дань бестолковому, бездуховному времени.

Учитель: А как творчество может влиять на человека?

Ученик: Любое творчество благотворно влияет на человека, да и сохранение традиционных ремесел и техник очень важно для культуры. Творчество в некотором роде есть своеобразная психотерапия. А такое прекрасное занятие, как изготовление цветов, отвлекает, успокаивает и облагораживает душу.

Конечно, искусственные цветы не могут заменить живые, но, увы, живые цветы так недолговечны, и к тому же дороги. Поэтому простые и одновременно яркие букеты, составленные из искусственных цветов, способны украсить унылые интерьеры общественных мест, помогают сделать одежду индивидуальной и неповторимой, придают изделию необычный вид или создают яркое декоративное пятно в комнате.

III. Работа над новым материалом

1. Учитель: А теперь, ребята, вы должны будете изготовить декоративный цветок, используя альбомы.

2. Но прежде всего, давайте проведем инструктаж по технике безопасности.

Ученики рассказывают правила безопасности.

Учитель: Прекрасно. Давайте же приступим к изготовлению работы, напомним, что каждая группа будет защищать свое творчество.

(Учащиеся работают, звучит музыка).

Учитель: Уважаемые гости, я предлагаю вам попробовать изготовить декоративные цветы.

Изготовление учащимися и гостями декоративных цветов.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему я выбрала на этот урок именно такую работу?

Ответы учащихся.

IV. Составление кластера

Давайте попробуем составить кластер из ваших предположений.

V. Выставка — защита работ учащихся

1 группа защищает свой цветок
2 группа защищает свой цветок
3 группа защищает свой цветок

VI. Рефлексия

Учитель: А теперь я хочу предложить создать цветочную поляну вашего настроения от нашего урока.

Учитель: Конечно, процесс создания таких подарков трудоемкий, но результат стоит предлагаемых усилий. Вы можете воспользоваться нашими советами, но лучшим советчиком может оказаться ваша фантазия.

VII. Заключительное слово учителя:

Могут руки людей сделать чудо любое:
И по белому полю могут выткать цветы,
И по синему небу вышить солнце златое,
Чтобы стало побольше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немножко фантазии и волшебства —
И сошью я такое, что вам и не снится.
Только чтобы жила на земле красота!

Очень надеюсь, то, чему вы сегодня научились пригодиться вам в вашей жизни. Не бойтесь творить, тянитесь к прекрасному. У вас всё получится!

Категория: