Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка: «Морфологический разбор имени числительного»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Михасёва Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы, КГУ «Власовская средняя школа», село Власовка Аккайынский район Северо-Казахстанская область

Михасёва Наталья Петровна

Урок № 6

Цель: повторение полученных знаний при изучении темы, отработка морфологического разбора имени числительного.

Задачи: повторить морфологические признаки числительного; закрепить навык морфологического разбора частей речи на примере имени числительного; повторить знания и умения учащихся по теме.

Ход урока:

1.Оргмомент, целевая установка

2.Проверка выполнения домашнего задания

3.Введение в тему урока:

— Какое значение имеет часть речи числительное?

— Какие морфологические признаки есть у числительных?

4.Словарный диктант (комментированное письмо по цепочке):

Миллион, миллиард, километр, одиннадцать, двести, триста, четыреста, центнер, четыре, килограмм.

5.Объяснение нового материала: Морфологический разбор числительного. СЛ-2

(морфологический разбор представлен на слайде и в рабочей папке учеников)

— Какие признаки числительного относятся к постоянным?

— Какие признаки числительного относятся к непостоянным?

— Какова синтаксическая роль числительных?

6.Первичное закрепление: СЛ-3

Ученики, глядя на образец разбора, должны сделать разбор числительных в тексте.

В наших краях очень длинная зима. По календарю она длится три месяца, а по погоде может длиться и пять, и даже шесть. Зимой темнеет рано. В пятнадцать часов уже смеркается. А утром темно почти до девяти часов утра.

7.Тренировочное упражнение: СЛ-4

1.упр.747: прочитать текст.

— Как можно его озаглавить?

Лексическая работа:

Какие значения слова «дождь» вы знаете? (дождь — 1.атмосферные осадки в виде водяных капель; 2.о чём-то сыплющемся во множестве)

Какое значение слова «дождь» в данном тексте?

Сделать морфологический разбор числительных

8.Контрольная работа по тексту «Медеу» СЛ-5

(текст находится у учеников на столах)

Медеу

Пройдя двести метров по урочищу, попадаешь на территорию высокогорного катка. Он находится на высоте тысяча шестьсот восемьдесят метров. Секрет его «быстрого» льда в том, что зимой река Малая Алматинка получает питание в основном из родников. Поэтому качество льда идеальное. Прибавьте к этому мягкие зимние температуры, щедрое солнце, отсутствие сильных ветров. Холодильная установка и сто сорок километров морозильных труб под площадью ледового поля позволяют продлить сезон до семи месяцев. Поле имеет три дорожки и внутренний сектор сто десять на семьдесят метров. Сооружены трибуны на десять тысяч мест, административные здания, гостиница, кафе, столовая. В трёх километрах от катка высота тысяча девятьсот тридцать метров

1. Найти в тексте числительные, в которых букв больше, чем звуков.

2. Найти числительные по схемам:

а- б-

3. Подобрать родственные слова к слову «родник».

4. Привести пример простых, сложных и составных числительных.

5. Объяснить постановку мягкого знака:

«десят(?) тысяч(?)», «сто десят(?) на сем(?)десят»

6. Преобразовать количественные числительные в порядковые:

200 —
1 680 —
140 —
7 —
10 000 —
3 —

7. В каком падеже стоят числительные в предложении «Холодильные установки…»?

8. Просклонять числительные 200 и 1680.

9. Какие целые числительные можно преобразовать в собирательные?

10. Какое числительное склоняется как существительное 3 склонения?

11. Найти предложение, соответствующее схеме:

9. Домашнее задание:

§ 54, упр.748, 2-й абзац — вставить пропущенные буквы, определить разряд числительных, сделать морфологический разбор 2–3 числительных. СЛ-6

Задание повышенной трудности: написать грамматическую сказку о числительных.

10. Выставление оценок за урок.

Категория: