IX международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Урок русского языка в 3–4 классах: «Обобщение знаний об имени существительном»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Рахимова Зухра Каримовна учитель начальных классов 1 категория Аграномовская НШ Тайыншинский район СКО

Урок русского языка в 3–4 классах: «Обобщение знаний об имени существительном»

Цель:

  • Обобщить знания учащихся о существительном;
  • Ззакрепить умения учащихся в правописании основных орфографических правил по теме урока;
  • Развивать познавательный интерес, внимание, восприятие, память;
  • Воспитывать любовь к русскому языку, самостоятельность.

 Оборудование: карточки-помощницы, репродукция картины И.Левитана, каллиграфический показ буквы «М» «м».

Ход урока

1. Организация класса

— Наш урок мы начнем с психогимнастики «Искорки добра». В одном ауле люди умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто. Когда они протягивали друг другу руки, их ладони встречались, и между ними вспыхивала крошечная, теплая искорка. Маленькое, маленькое солнышко. Такое маленькое, что оно не обжигало, а только согревало ладони и вспыхивала яркими искорками в глазах людей. (звучит музыка) Давайте передадим друг другу искорки добра: протянем ладошки, посмотрим в глаза друг друга с теплотой и улыбкой произнесем: Я люблю себя. Я люблю тебя. Я люблю всех. Ребята нам очень важен такой настрой, потому что мы, с вами работая в такой дружной обстановке, попробуем сделать вывод о том, насколько хорошо знаем русский язык.

2. Актуализация знаний

Минутка чистописания

— А сейчас я хочу посмотреть, насколько красиво и каллиграфический правильно научились писать. Если вы хотите узнать какую букву мы будем писать, то вы должны из элементов, лежащих на вашей парте сконструировать эту букву. Давайте хором назовем эту букву.

Дети: Эта буква — М.

— Из каких элементов состоит буква?

— Ответы детей.

— Напишите эту букву также красиво, как на таблице у доски.

Ребята ответьте мне на вопросы.

  • Какой звук обозначает эта буква?
  • Почему назвали два звука?
  • Какой это согласный звук; звонкий или глухой?
  • Назовите слово, в котором звук М мягкий и твердый.

— Ответы детей.

Словарная работа.

Я не зря предложила написать именно эту букву, потому что с нее начинается имя царицы этой страны, по которой мы совершали путешествие. Как эта страна называется?

Дети: Морфология.

— Молодцы! Вы вспомнили эту страну Морфология — это наука, которая изучает части речи. Когда совершали путешествие по стране морфология, мы с вами узнали, что есть самостоятельные части речи и служебные. Сегодня поговорим и обобщим свои знания об одной из важнейших самостоятельных частей речи. Она занимает первое место среди них.

На вопросы КТО? И ЧТО?
Отвечать оно должно!
Очень удивительное,
Имя…………………
Дети — Существительное.

— Знакомы вы с этой частью речи? Насколько он для вас стал другом? Это мы сегодня и узнаем. Ведь только настоящий друг помогает в трудную минуту и всегда рядом. И к концу урока вы сможете понять и сделать вывод:

Мой друг — Имя существительное!

Помогут ответить на этот вопрос условные знаки.

! — знаю хорошо.

? — мало знаю, и предстоит еще узнать.

А также задания, записанные на карточках, которые лежат у каждого на парте.

Карточка

1. Вопросы имен существительных.

2. Род имен существительных.

3. Склонения имен существительных.

4. Тип склонения имен существительных.

5. Творческая работа.

Готовы работать? Тогда в путь! Желаю вам удачи!

— На доске записаны группы слов. Есть ли среди них лишние? Докажите. (работают устно, индивидуально)

Ветер       уснули             учитель

море        солнце             строитель

писал       крыша             класс

дом          красота           строит

— Слова, какой части речи остались на доске?

Дети: Имя существительное.

— На какой вопрос отвечает имя существительное?

Ответ детей.

— Вот вы и выполнили первое задание. Оцените свои знания, не забывайте о знаках, которые помогают вам.

Групповая работа. Игра «Найди своих друзей» Детям раздаются карточки со словами, затем объявляется задание. Каждый должен прочитать слово, написанное на карточке, затем, не разговаривая друг с другом попробовать найти своих друзей разделившись на три группы.

Слова: Молоко, корова, собака, медведь, заяц, малина, облако, ученик, тетрадь, пенал, пальто, капуста, морковь, горох.

— Как вы думаете, на какие три группы можно разделить данные слова?

Дети: мужской, женский, средний род.

— Как мы определяем род у имен существительных?

Дети: Женский род запомню я.
И скажу «Она — моя».
И запомню род мужской,
И опять скажу он — мой.
Средний род «Оно — моё!».
Это правило — моё.

— Молодцы ребята! Вы и с этим заданием справились, но не забывайте оценить свои знания.

Построение проекта выхода из ситуации.

Можно ли назвать следующую группу слов предложением? Почему? Нам нужно получить такое знание в школа, чтобы мы могли любое задания выполнить.

— Ответы детей.

— Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

— Ответы детей.

— А как мы называем изменение окончаний, существительных по вопросам?

Дети: Склонение.

— Сколько падежей в русском языке? Повторите их по вопросам.

— Ответы детей.

— Для чего нужны вопросы?

Дети: — при помощи вопросов падежей слово изменяет свое окончание.

Игра «поможем Незнайке».

— Незнайка гулял по лесу. А хотите знать, зачем он пошел в лес?

— Прочитаем его телеграмму.

Долго я брожу в лису,

Не найду нигде лису.

— Найдите ошибку. Какое слово одинаково произносятся? Выделите окончания в этих словах, определите падеж. (работа выполняется индивидуально)

— Где живет лиса?

Дети: — в норе.

— Просклоняйте существительные «Лиса, нора» (учащиеся работают по цепочке — падеж, вопрос слова)

И.П — кто? лиса, что? нора
Р.П — кого? лисы; чего? норы
Д.П — кому? лисе; чему? норе
В.П — кого? лису; что? нору
Т.П- кем? лисой; чем? норой
П.П — о ком? о лисе; о чем? о норе

— Молодцы ребята!. Хорошо поработали. Интересно было работать? Оцените свои знания.

Физминутка.

Переходим к следующему этапу урока. У вас на партах карточки с текстом. Задание для 3 класса. В тексте (буквы вставлены) найдите имена существительные и определите тип склонении.

Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Все доброе на Земле от солнца, от воды, от человека.

Задание для 4-го класса. Вставьте пропущенные буквы, найдите существительные, определите тип склонения.

В…да поб.ждает засуху, ож.вляет пустыни, повышает ур.жай п.лей и с.дов. Все доброе на З.мле от солнца, от в.ды, от человека.

Проверка

— Назовите имена существительные 1 склонения.

— Вода, засуха, куст.

Назовите имена существительные 2 склонения.

— Урожай, поле, сад, солнце, человек.

— Назовите имена существительные 3 склонения.

Дети: нет.

— Какое значение имеет вода в жизни человека?

Ответы детей.

Оцениваем свои знания условными знаками.

Творческая работа.

Вот мы и подошли к творческому заданию. Перед вами репродукция картины, с которой мы немного знакомы. Вспомните и назовите имя художника и название картины. (показ репродукции).

Дети: Исаак Левитан, «Золотая осень».

Задание, которое вы будете выполнять, покажет ваше умение применять знание на практике. Ваша задача составить небольшой связный рассказ по картине, используя опорные слова, которые надо употребить в том падеже, который указан в скобках. Здесь вам понадобятся все ваши знания о словосочетаниях, связи слов в предложении и склонении существительных. Изменяя слова, помните, что они могут употребляться с предлогами, которые помогут связать слова в предложении. Вы можете использовать сразу несколько опорных слов в одном предложении или по одному. Работаете самостоятельно, и в конце послушаем, что у вас получилось.

Задание для 4-го класса.

На (чём?) И. Левитана изображена (что?). Стоит ясный (что?), светит (что?). Мы видим синеву (чего?), в которой отражаются прибрежные (что?) и голубизну (чего?). (Что?) покрыто ковром из разноцветных (чего?). На опушке (чего?) стоят (что?) и (что?). Они надели жёлтый и оранжевый (что?). Задание для 3-го класса — в скобочках обозначить падеж Картины (…,), осень (……), синева реки (…….), голубизной (…), земле (…),об опушке (…), у осинки (…), около берёзки (…), наряд (……), небо (….),
к пригорке (…), зеленью (…), в поле (,,,), у художника (,), красотой (…),над природой (…,).

Проверка.

Послушаем что у вас получилось. Оцените свою работу.

Итог урока:

Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок Что было главным на уроке?

— Как итог, я хотела бы, чтобы вы закончили его знаком, который точно отвечает тем знаниям, которые вы получили об имени существительном.

(Мой друг — имя существительное (! ?).

Рефлексия.

— Какое задание больше всего понравилось?

— У кого из вас вызвало затруднение при выполнении заданий?

Молодцы! Я довольна вашей работой. Спасибо!

Использованные источники:

httpss://festival.1september.ru/

Категория: