Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок технологии в 7 классе на тему «Декоративно-прикладное искусство Казахстана»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Радченко Ирина Федоровна, учитель ИЗО, черчения, технологии вторая квалификационная категория. КГУ Андреевская средняя школа, Северо-Казахстанская область, район имени Габита Мусрепова, село Андреевка.

Урок технологии в 7 классе на тему «Декоративно-прикладное искусство Казахстана»

Цель урока: Изготовление декоративного блюда с использованием казахского национального орнамента.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с видами декоративно-прикладного искусства, орнаментами и их использованием в быту человека;
  2. Повышать интерес к национальной культуре, как системе общечеловеческих ценностей;
  3. Формировать умения и навыки при решении творческих заданий.

Оборудование и материалы:

  • слайдовый материал, альбом репродукций казахского декоративно-прикладного искусства, национальные изделия;
  • Казахские национальные мелодии;
  • Детские эскизы тарелок, оформленных в национальном стиле;
  • Таблица с видами орнаментов.

Раздаточный материал: шаблоны орнаментов, окрашенная крупа, блюдо выполненное папье-маше, мастика, клей ПВА, лак для закрепления, гуашь, кисть, тряпочка, губка.

План урока

1. Вводно-мотивационный момент (3 мин.)

  • Эмоциональный настрой.
  • Выдвижение цели, задач урока.

2. Слово учителя: сообщение теоретической части «Народные промыслы казахского народа» (презентация) (10 мин.)

3. Постановка учителем цели и задач урока. (5 мин.)

  • Инструктаж т/б при работе с клеем, лаком
  • Подготовка рабочих мест

4. Практическая часть урока (20 мин.)

а) Закрепление знаний- техника ПАПЬЕ-МАШЕ

б) Подбор эскизов оформления блюда (цветовое решение)

в) Выбор средств для творческой работы

г) Самостоятельная работа детей

5. Подведение итогов. Выставка работ (5 мин.)

6. Комментирование оценок (2 мин.)

7. Дом. задание

Ход урока

1. Мотивация к уроку

Учитель: Что делает жизнь людей интересней, прекраснее? (слайд 1).

Декоративно-прикладное искусство отражает жизнь народов. И у каждой национальности из поколения в поколение передается история, культура, традиции, обычаи.

У казахского народа главным жилищем была и есть юрта (слайд 2).

Особенность интерьера юрты — все вещи находятся на виду (слайд 3)

2. Какие предметы вы видите?

(Жер жастык, баскур, текемет) войлочная подушка, ленты, ковры.

Нанесенные в древние времена на камни, на дерево (слайды 4–5) орнаменты со временем переходят на кошму, ковры, посуду, сувениры, ювелирные изделия, одежду (слайд 6).

Везде на изделиях присутствуют орнаменты.

В них отражается жизнь народа.

В каждом имеется свое значение, свой смысл (таблица с орнаментами), связь с животным миром, природой. Композиционно замкнутые орнаменты располагаются внутри круга (слайд 7)

На данных сумках различные узоры

  • На какой из них вы видите растительный орнамент? (ответ уч-цы)
  • С чем имеет сходство рисунок на данной сумке? (ответ уч-цы)

Кроме истинно казахского орнамента прослеживается связь с орнаментами других народов (слайд 8).

Обратите внимание, есть ли похожие мотивы в казахской и русской одежде? Ответ: волнистая линия, элементы цветов, завитки, похожие на рога, крылья птиц.

Сегодня ребята мы будем оформлять декоративное блюдо в казахском национальном стиле. На предыдущих занятиях вы выполнили из папье-маше блюдо, подготовили его к заключительному этапу — оформлению. Посмотрите, как украшается различная посуда. (демонстрация предметов быта, национальная посуда). (слайд 9).

3. Перед детьми выбор эскизов, подготовленных на прошлом уроке

Вам необходимо оформить заготовку, используя казахские орнаменты. Решите, каким цветом будет фон блюда и орнамент, учитывайте законы контраста и сочетания цветов.

На рабочих местах имеется все необходимое для украшения — пшено, горох, фасоль, семена.

При помощи клея постепенно на нанесенный рисунок выкладывается выбранный материал. (текущий инструктаж)

4. Закрепление знаний «Техника выполнения изделий в стиле папье-маше»

Учитель:

Вспомните, как проходил весь процесс создания изделия папье-маше? (ответы учеников)

  • Подготовить бумагу — старые газеты, исписанные тетради
  • Порвать на средние куски.
  • Тарелку, желаемого размера, смазать подсолнечным маслом (перевернуть вверх дном)
  • Подготовить клей
  • На основу накладывать слои бумаги, смазывая клейстером можно каждый слой, (необходимо сделать примерно 8–10 слоев)
  • Сушка тарелки
  • Убрать неровности наждачной бумагой
  • Нанесение шпаклевки на заготовку
  • Просушиваем
  • Зачищаем наждачной бумагой

5. Практическая часть урока

Творческая работа детей

Подбор детьми эскизов оформления тарелок, блюд.

  • Выбор средств для индивидуальной работы
  • окраска блюда гуашью (выбор цвета)
  • просушить изделие
  • разметка на заготовке элементов орнамента по краю
  • перенос центрального рисунка (трафарет)

Инструктаж по т/б при работе с клеем.

  • Ставим клей перед собой.
  • Пользуемся тряпочкой.
  • После работы закрываем колпачком.
  • Следим, чтобы клей не попал на одежду, в глаза.
  • Будьте аккуратны при обращении с клеем.
  • Закрепление окрашенной крупы, семян по рисунку при помощи клея.
  • учитель помогает покрыть детские работы лаком для волос с блеском
  • Привести в порядок рабочее место.

6. Готовые работы выставить для просмотра

Рефлексия. Что вы знали до этого занятия? Что узнали нового? Что хотели бы узнать?

7. Обсуждение и оценивание работ.

Категория: