Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Внеклассное мероприятие посвященное Дню независимости «Цвети, Казахстан, родная земля!»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню независимости Республики Казахстан, «Цвети, Казахстан, родная земля!» в 9 классе.

Форма проведения: интеллектуальный турнир.

Цвети, Казахстан, родная земля! | Фото с сайта kazonline.nnm.ru

Цель турнира: формирование патриотизма посредством изучения культурного наследия народа, активизация познавательного интереса к знанию государственного языка и казахской литературы.

Задачи:

  • воспитание любви, уважения и интереса к культуре, историческому прошлому и наследию казахского народа;
  • обогащение внутреннего мира уч-ся через овладение и понимание казахского и русского языков, развитие общего кругозора;
  • пополнение багажа знаний, полученных на уроке, закрепление и активизация полученных знаний во внеклассном мероприятии.

Ход турнира

Ведущая: Дорогие ребята! Мы встречаемся с вами накануне главного государственного праздника — Дня независимости Республики Казахстан и приглашаем вас принять участие в интеллектуальном турнире «Цвети, Казахстан, родная земля»!

  • Чтец 1. Как имя любимое, нежно и свято
    Храни в себе имя любимой земли.
    В ней прадедов счастье осталось когда то,
    По ней боевые победы прошли.
    Твои и рассветы ее, и закаты,
    Твое,
    Все, что предки тебе сберегли.
    Твое это небо,
    Твои эти зори.
    И ливни твои, и твои — ветерки.
  • Чтец 2. Твои эти степи, вершины, предгорья.
    Твои эти праздники, песни, стихи.
    И все,
    Что лежит пред тобой на просторе,
    За это любовью своей нареки.
    Пусть будет очаг ее полон тепла.
    И если ты Родину любишь,
    Так это
    Докажут пускай не слова, а дела!

Ведущая: Итак, начинаем наш турнир! Для этого нам нужно разделиться на команды. Делимся на 3 команды, на столах перед каждой — название, девиз, соответствующий этому названию придумывают сами дети.

Представление команд, приветствие.

Команда «Парасат»

— девиз: «Тебя, мой Казахстан, воспеть хочу!»

Команда «Отан»

— девиз: «На всех одна, для всех едина, и все ж у каждого одна!»

Команда «Достык»

— девиз: «Сто наций, сто народов, сто племен, Всем вам рахмет и низкий вам поклон!»

Конкурс 1. «Разминка»

Вопросы для команды 1

  • 1. «Любовью наполнил творение зодчий,
    На куполе солнце сияет серьгой,
    И кажется, я прикасаюсь воочию
    К истории Родины робкой рукой».

Эти поэтические строки казахстанская поэтесса М. Айтхожина посвятила одному из историко-архитектурных памятников. Какому?

  • Кафедральный собор г. Алматы (XX в.)
    Мавзолей Кожи Ахмеда Яссави (XV в.)
    Мазар Козы-Корпеша и Баян-Сулу близ г. Аягуз (IX—X вв.)

2. Более тысячи лет назад герой древнего предания, легендарный музыкант изобрел музыкальный инструмент- кобыз. Натянув струны, заиграл. В своих мелодиях он запечатлел радость и печаль, все, чем жил его народ. Чарующие мелодии вошли в сердце народа и остались там навсегда. Как звали легендарного музыканта?

  • Ыкылас
    Коркут
    Амре

Вопросы для команды 2

1. Весной 1723 г. в «Год великого бедствия», полчища джунгар вероломно вторглись на территорию Казахстана. Об этом сложено немало народных песен и сказаний. В те годы китайские историки поторопились объявить всему миру, что казахов больше нет, что казахский народ не в силах отстаивать свои земли. Борьбу за независимость казахского народа возглавили знаменитые батыры. Один из них более сорока лет сражался за свободу казахского народа, принял участие в 103 сражениях. В «Год великого бедствия» он был начальником обороны священного города Туркестан. Назовите имя этого батыра-полководца.

  • Кабанбай
    Богенбай
    Наурызбай

2. В центре огромного евразийского континента раскинулась наша страна, имя которой — Республика Казахстан. Поэт Т. Айбергенов пишет: «Она велика:

  • От Алтая до Каспия,
    Она широка,
    Как народа душа.
    Она же — Европа,
    Она же и Азия,
    И волны Урала,
    И всплеск Иртыша».

Много веков понадобилось нашим предкам, чтобы заселить, освоить, защитить ее от врагов и передать в наследство нам, ныне живущим. Вопрос: кто из ниже перечисленных народов, не был жителем Древнего Казахстана?

  • Гунны
    Скифы
    Персы

Вопросы для команды 3

1.О древности культуры Казахстана говорят находки археологов. Знаменитого «золотого человека» они обнаружили в Иссыкском кургане близ Алматы. Воин был захоронен в парадной, возможно церемониальной одежде. Высокий конической формы головной убор (кулах) возвышался на его голове. Камзол, голенища сапог и кулах украшены золотыми бляшками в виде барсов, тигров, крылатых коней, птиц, архаров. Когда и в каком племени жил «Золотой человек»?

  • I в. — массагеты
    III в. — персы
    IV  в. до н. э. — саки

2. Об одной национальной традиции казахов великий Абай писал: «В бренном мире нет мне занятия милей». Это яркое виртуозное искусство, секреты которого передавались из поколения в поколение. Оно занимало важное место в жизни кочевников. Поэтому так высоко ценились в народе быстроногий скакун, гордый беркут и ловкая борзая —тазы — верные спутники в жизни джигита. Назовите любимое занятие Абая, одну из национальных традиций казахского народа.

  • Байга
    Кокпар
    Охота с беркутом (искусство беркутши)

Конкурс 2 «Духовное наследие народа»

Задание: «изготовить ковер», используя элементы орнамента, объяснить значение этих элементов.

Конкурс 3 «Лучший переводчик»

Ведущий: У Расула Гамзатова есть прекрасные слова: «Для меня языки народов как звезды на небе. Я хотел бы, чтобы звезды слились в одну огромную, занимающую полнеба звезду. То есть солнце. Но пусть сияют и звезды. Пусть у каждого будет своя звезда».

Ведущая: Каждый язык — это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его боль, его память, сокровище. Он должен вызывать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение.

Задание: За 3 минуты каждая команда должна перевести текст с казахского языка на русский. Слова из словаря предлагаются только в том случае, если у детей они вызовут затруднения при переводе. При выполнении задания учитывается точность перевода, скорость и литературный перевод.

Текст для первой команды:

Қазақстан жері
Текст для второй команды:
Қазақстан Республикасы.
Текст для третьей команды:
Қазақстан Республикасы.

Жюри подводит итоги, команды разгадывают кроссворд.

По горизонтали:

1. В каком документе утверждены государственные символы РК? (Указ)
2. Новый год по восточному календарю (Наурыз).
3. Древнейший город Казахстана, отметивший свой 100-летний юбилей (Туркестан).
4. Руководитель города, района, области (Аким).
5. Мифологические скакуны, изображенные на гербе Казахстана (Тулпар).
6. Животное — символ Казахстана (Барс).
7. Глава государства, символ и гарант единства народа и государственной власти (Президент).
8. Местный правительственный орган (Маслихат).

По вертикали:

1. Матерчатый знак государства (Флаг).
2. Что является геральдической основой герба Казахстан? (Шанырак).
3. Царица саков (Томирис).
4. Отличительный знак государства (Герб).
5. Избранник народа (Депутат).
6. Основной закон государства (Конституция).
7. Герб, флаг, гимн — одним словом (Символ).

Слово «герб» происходит от немецкого Erbe — «наследство» и польского herb — «эмблема»; и обозначает наследственный отличительный знак — сочетание фигур и предметов, которым придается символическое значение. Герб изображается на знаменах, печатях, монетах, архитектурных сооружениях, произведениях искусств, книгах и так далее. Еще в 3 тысячелетии до нашей эры существовал герб шумерских государств — орел с львиной головой. Змея Египта, орел Персии, двуглавый орел Византии — животные олицетворяли определенные качества. Лев — это сила, мужество, великодушие. Леопард — это сила, храбрость, отвага. Волк, медведь — предусмотрительность. Олень — быстрота. Лисица — ловкость, хитрость. Собака — преданность, повиновение. Кошка — независимость. Бык — плодородие земли. Овца — кротость. Петух — символ боя. Пчела и муравей — трудолюбие.

Подведение итогов, награждение команд и лучших участников.

  • Ведущая: Язык отцов — наследие святое,
    Глубокий, острый, сильный, словно клык.
    Своих детей заботливой рукою
    К себе притягивает мой родной язык!
    Любой язык по-своему велик,
    Бесценное наследство вековое.
    Так берегите свой родной язык,
    Как самое на свете дорогое!

Наш турнир подошел к концу! Благодарим всех за участие! С наступающим праздником — Днем независимости! До новых встреч!

Приложение.

Текст для первой команды:

Қазақстан жері.
Қазақстан жер көлемі 2756000 шаршы километр. Оның 40% — өзен, көл, теңіз. Жерінің 50% шөл және шөлейт аймақтар алып жатыр. Ал 10% таулы жер. Қазақстан жері өте бай.

Словарь:

Көлем — объем
Шаршы — квадрат
Шөл — пустыня
Аймақтар — территории.

Текст для второй команды:

Қазақстан Республикасы.
Қазақстан Республикасы — егеменді ел. Республика Президентінің Жарлығымен қазанның 25 ө сі Республика күні деп аталды және бұл күн демалыс күн болып жарияланды№ Қазақстан Республикасы Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығының кұрамына енді.

Словарь:

Егеменді — суверенный
Жарлық — указ
Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы — Содружество Независимых Государств
Құрамы — состав.

Текст для третьей команды.

Қазақстан Республикасы.
Қазақстан Республикасы — тәуелсіз ел. Мұнда көптеген ұлттар өкілдері тұрады. Олар: қазақ, орыс, татар, Өзбек және т.б. Қазақстан жері пайдалы қазбаларға өте бай.
Жері байдың — елі бай, — дейді халық.
Қазақстан табиғаты әдемі.

Словарь:

өкілдері — представители
пайдалы қазбалар — полезные ископаемые.

Источник: Школа