Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Внеклассное мероприятие «Умники и умницы» по повести Г. Мусрепова «Солдат из Казахстана»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Кондратьев Владимир Николаевич учитель русского языка и литературы высшей категории КГУ Рузаевской средней школы, района имени Г. Мусрепова, Северо-Казахстанской области

 

Кондратьев В.Н.

Предварительная подготовка

До проведения мероприятия проводится подбор игроков. Для этого ребятам предлагаются листы с вопросами по произведениям Габита Мусрепова. Первые 9 человек, сдавшие правильные письменные ответы учителю, назначаются участниками игры, по три человека в группе.

Из картона делают ордена «Умников», из тонкой атласной ленты делается петля длиною 80 см, чтобы ее можно было свободно надевать отвечающему. Готовятся листы цветной бумаги для обозначения дорожек — 4 зеленых; 3 желтых; 2 красных. Заготавливаются конверты с квадратами цвета дорожек для выбора. Делается фонозапись музыки из одноименной передачи.

Игрокам предлагается повторить содержание ранее прочитанной повести «Солдат из Казахстана» , а также биографию Габита Мусрепова.

Пригласить коллег или старшеклассников в качестве членов жюри.

Ход игры

Ведущий.

Я рад приветствовать всех присутствующих на нашей игре «Умники и Умницы»!

Тема сегодняшней игры — «По страницам повести „Солдат из Казахстана“ нашего замечательного казахстанского писателя Г. Мусрепова», то есть все вопросы будут посвящены содержанию данного произведения.

Вот перед нами 9 участников игры, мы их будем называть агонистами, от греческого слова «агон», что означает «соревнование». А если агонисты не смогут ответить на вопрос, то это право предоставляется «теоретикам», ребятам из зала. За верный ответ «теоретик» получает орден «Умника». Судьи будут внимательно следить, кто из «теоретиков» первым поднял руку для ответа.

Представляю наших судей:

Судья № 1 _______________________________
Судья № 2 _______________________________
Судья № 3 _______________________________

Итак, я вызываю участников первого агона:

1. ____________
2. ____________
3. ____________

I Агон

Перед началом конкурса мы распределим дорожки.

(Ребята выбирают конверты с цветными квадратами. Конверты на подносе может вынести девочка, одетая в национальную казахскую одежду).

Дорожки выбраны. Напомню их свойства.

красная — самая короткая; на ней нельзя ошибаться.
желтая — на ней можно ошибиться один раз.
зеленая — самая длинная, но на ней можно ошибиться два раза.

Агон заканчивается, как только один из участников пересечет свою дорожку. На обдумывание вопроса дается 30 секунд, об истечении которых жюри напомнит звонком колокольчика.

1 Этап

Вопросы

1. Чей это портрет?

а) «Усы его выглядели прямо-таки грозно. Именно за эти усы его прозвали прежде………, а с этой весны, когда его стали звать „председателем“, усы стали выглядеть ещё более грозно…» (Кара-Мурт)

б) О ком идет речь в данном отрывке?

«Не без некоторой стыдливости я должен признаться, что в те дни я любил семилетнюю пухленькую……Она отвечала мне полной взаимностью: то ущипнёт за щёку, то обеими кулачками толкнёт в грудь, то покажет язык и тотчас скроется в юрте. (Акботу)

2. Послушайте отрывок:

Ты знаешь, насколько я старше тебя, но теперь я стал много старше. Мне кажется, я уже долго жил. Мы познаём мир в иных темпах. Всё, что видели и узнавали наши отцы за всю свою жизнь, вполне вместилось бы в скромный курс семилетки, который усваивает без напряжения каждый советский мальчишка. А для взрослого советского человека — это уже голодный паёк.

Объясните смысл выражения. Что имел в виду автор отрывка?

3. Как звали персонаж, который написал эти строки? (Шеген).

2 Этап

1. Восстановите предложение.

Со мной рядом залёг мой верный друг,…………, он тоже смотрит куда-то вперёд, за этот столб, насторожив свои……(осторожный Рекс), (чуткие уши).

2. В каком звании начал войну Кайруш Сарталеев? (сержант)

3. Над сожжённым мостом нагло кружится немецкий разведчик — «горбыль», очевидно, фотографируя разрушенную переправу. Дайте логическое объяснение слову «разведчик — «горбыль». (сходство с отходами от пиломатериалов).

3 Этап

1. В каком году родился Габит Мусрепов? (1922).

2. В каком году была напечатана повесть Г. Мусрепова «Солдат из Казахстана»? (В 1948 году в Казахстане).

3. В каких странах и в каком году было осуществлено издание повести? (Франции и Бельгии, 1958 г.).

4 Этап

Дополнительные вопросы.

1. Как называется аул в котором родился и провёл своё детство Кайруш? (Кай ракты).

2. Как звали однополчанина Кайруша, который подорвал танк связкой гранат на мосту? (Володя Толстов).

Итак, у нас определился победитель 1 Агона. Он занимает почетное место на стуле победителей.

II Агон

Вызываются следующие три участника. Проходит розыгрыш дорожек (выносятся конверты).

1 Этап

1. Назовите имя героя эпизода.

Он протянул мне листок с карандашным наброском. Здесь всё было как на ладони. Звездин был землемер по профессии, топография была его делом, и даже там, на дереве он сделал рисунок, какого я не сумел сделать на столе. (Сергей)

2. Один из героев повести читает стихотворение великого русского поэта. Назовите фамилию персонажа, который читает стих и название стихотворения…(С.Зонин, стих. М. Ю. Лермонтова «Бородино»).

3. Вспомните, как звали столетнего мудрого казахского акына, о котором упоминает герой повести? (Джамбул).

2 Этап

1. О каком южном городе России идет речь в повести, где началось крупное отступление фашистов? (Ростов).

2. Объясните, как вы понимаете выражение. «Я сам начал осмотр, и вдруг кто-то сильно, как будто ударом бильярдного кия, толкнул меня в грудь… Весь цех повернулся перед моими глазами, и я упал. Но падая, я увидел маленькую голову очковой змеи, которая пряталась за стальную громаду станка. Потом я услышал автоматную очередь…я понял, что это Володя или Петя убили гада. (эсэсовский офицер в очках)

3. Дальше не стоило говорить. Всё было ясно. Каждый из нас понимал, что для нашего взвода выпадает завтра очень тяжёлый день… Я взглянул на Ревякина, и в моей голове мгновенно возникли слова, которые я сейчас напишу и отдам ему: «………………» О каких словах идёт речь? (В случае смерти прошу считать меня коммунистом)

3 Этап

1. На этом полотне Сергей нарисовал картину бегства немцев. Широкий степной пейзаж, и повсюду, как блёкло- зелёные тыквы, валяются немецкие каски со свастикой. На переднем плане — мёртвая голова с тёмными провалами глазниц и эмблемой смерти на каске, а перед ней сидит……, словно желая убедиться, что тут на его долю глаз больше не осталось. Вставьте подходящее по смыслу слово (ворон).

2. …И Терек, прыгая, как львица

С косматой гривой на хребте,

Ревел, и горный зверь, и птица,

Кружась в лазурной высоте,

Глаголу вод его внимали.

Эти строки принадлежат М. Ю. Лермонтову. Вопрос: Как звучат эти же строки на казахском языке в переводе Абая? (Асау Терек долданып, буырканып, Тауды бузып, жол салган, тасты жарып…).

4. Капитан Мирошник распределил между нами также и команды: «Украинский батальон, вперёд!», «Узбекский батальон, вперёд!». Какая была третья команда? «…………….!" (Казахский батальон, вперёд!»)

4 Этап

Дополнительные вопросы.

1. «Если хочешь казаться врагу страшным, то прежде всего не бойся сам». Кому из персонажей повести принадлежат эти слова? (Мулле Насреддину).

2. Кто из героев произведения заколол трёх и застрелил пяток медведей на гражданке? (Егор).

Определение победителя 2 Агона. Победитель занимает место на стульях победителей.

III Агон

Вызывается следующая тройка игроков. Проводится розыгрыш дорожек (выносятся конверты).

1 Этап

1. Кто стал прототипом повести Г. Мусрепова «Солдат из Казахстана»? (Герой Советского Союза Константин Исмагулов).

2. Как определили литературные критики стилистическую принадлежность повести? (Лирико-романтическая — 1 часть, сурово-реалистическая — 2 часть).

3. Эпиграфом к первой части были такие слова: — Вы ничего не утаите, а я ничего не прибавлю. — Идёт! Я ничего не утаю, а вы уж не прибавляйте. Мы………….Закончите эпиграф. (договорились на этом).

2 Этап

1. Объясните смысл названия повести «Солдат из Казахстана».

2. — Я ногу отрезать не дам. Мне ноги нужны, — говорит во время ранения главный герой повести, — чтобы………………. (маршировать по Берлину).

3. С кем встретился Кайруш в санитарном самолёте? (Бота).

3 Этап

1. Как звали заведующего детским домом, в котором оказался Кайруш? (Койбагаров Кудайберды).

2. Именами святых предков и всех древних батыров благословила меня в дорогу мать. Это согревало её сердце. Но ещё горячее жёг талисман, хранившийся на груди возле сердца, — записочка, содержавшая всего четыре слова: «…………». Какие слова были написаны в этой записке? (Не забудь, не забуду).

3. Как звали молодую особу, которая передала Кайрушу маленький, свёрнутый в треугольник листок? (Акбота).

Подводятся итоги, определяется третий победитель.

Проводится церемония награждения. Победители награждаются книгами с произведениями Габита Мусрепова и грамотами.

Теоретики, у которых оказалось больше орденов, награждаются дипломами.

Категория: