Сауле Зейнешкеновна Альдикенова Хлеборобская СШ района М. Жумабаева |
Класс: 8
Цель урока: способствовать развитию навыков сравнительного анализа и самостоятельной работы; развитие навыков системного мышления, самостоятельной и групповой работы; ответ казахского народа на реформы 1822–1824;
Воспитательная цель урока: воспитание сотрудничества, интереса, социальной культуры; любовь к родной земле, родине и земле; формирование нравственных качеств.
Развивающая цель урока: развитие навыков сворачивания материала, системного мышления, выделение главного, установление связей.
Оборудование: карта «Казахстан в XIX в.», интерактивная доска (материал заготовлен заранее).
I. Вводная часть. Метод: структурирование материала, проблема. Знакомство с целями и задачами урока. Деление учащихся на группы (4).
II. Основная часть:
I Блок
I группа
II группа
III группа
IV группа
Учащимся розданы
II Блок
1855–58 гг. Восстание
III Блок
I группа
1. Причины поражения восстания
2. Исторические значения восстания.
II группа
1. Причины поражения восстания
2. Исторические значения восстания.
III группа
1. Причины поражения восстания
2. Исторические значения восстания.
IV группа
1. Причины поражения восстания
2. Исторические значения восстания.
Время — 15 минут. Обсуждение. Запись на доске. Запись в тетрадь.
Б). Тестовые задания по пройденному материалу
1. Назовите основную причину восстания под предводительством Кенесары Касымова в
А) Создание округов по реформе 1822 г. привело к ухудшению скотоводческого хозяйства и разрыву родовых связей;
В) Строительство царским правительством новых крепостей в районе рек Иргиза, Тургая, Иртыша;
С) Военные столкновения между казачьими войсками и казахскими родами;
Д) Насильственная политика Кокандского и Хивинского ханов;
Е) Все выше перечисленное.
2. Территория восстания Кенесары Касымова
А) Средний и младший жузы
В) Старший и средний жузы
С) Весь Казахстан
Д) Старший жуз и Средняя Азия
Е) Семиречье и Киргизия
3. Назовите, на какой социальный слой опирался хан Кенесары
А) Султаны;
В) Бии, старшины, батыры;
С) Интелегенция;
Д) Духовенство;
Е) Все перечисленное.
4. Где проходило сражение, в котором восстание было подавлено
А) Бишкек;
В) Токмак;
С) Майтобе;
Д)
Е) Шалкар.
5. Сколько было назначено за голову Кенесары?
А) 500 руб;
В) 1000 руб;
С) 2000 руб;
Д) 3000 руб;
Е) 5000 руб.
6. Исатай Тайманов был старшиной рода.
А) Байбакты;
В) Берши;
С) Адай;
Д) Табын;
Е) Тама.
7. Назовите основные цели восстания
А) Ограничение всевластия хана Жангира;
В) Улучшение положения шаруа;
С) Изменение земельной колониальной политики царского правительства;
Д) Ограничение произвола феодалов;
Е) Все перечисленное.
8. Назовите дату сражения у Тастобе?
А) 10 октября 1837 г.;
В) 15 ноября 1837 г.;
С) 17 декабря 1837 г.;
Д) 20 сентября 1837 г.;
Е) 12 августа 1837 г.
9. Назовите последнее сражение где восстание потерпело поражение?
А) Арыкбалык;
В) Акбулак;
С) Тастобе;
Д) Жаманкала;
Е) Буланты.
10. С какой численностью повстанцев Исатай окружил ханскую резиденцию к концу октября 1837 г.
А) 1000 чел;
В) 1500 чел;
С) 2000 чел;
Д) 3000 чел;
Е) 5000 чел.
11. В каком году войска Ж.Нурмухамедова разрушили крепость на Куандарье?
А) 1841;
В) 1842;
С) 1843;
Д) 1844;
Е) 1845.
12. Какую крепость Жанкожа превратил в центр восстания?
А) Раиым;
В)
С)
Д)
Е) Арыкбалык.
13. Годы восстания под руководством Есета Котибарова?
А) 1857–1858;
В) 1856–1858;
С) 1858–1861;
Д) 1855–1858;
Е) 1857–1859.
14. Основной район восстания под руководством Есета Котибарова?
А) Мангыстау;
В) Междуречье Волги и Урала;
С) реки Жем;
Д) побережье Каспийского моря;
Е) Мугоджарские горы.
1. Что общего в этих восстаниях
2. Каковы различия
3. Значение восстаний
1. Что дал мне данный урок…
2. Какова роль народных масс в истории…
3. Я горжусь…
4. Я хочу, чтобы…
5. Я хочу жить в…
Ключ:
1 e
2 c
3 b
4 c
5 d
6 b
7 e
8 b
9 b
10 c
11 b
12 c
13 d
14 c
Журнал «Современный урок» № 5, Январь 2011 г.