Из обобщения опыта Фоминой Оксаны Ивановны |
Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
Последние статистические данные российских детей свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. В результате, по данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения, общий уровень физической подготовленности детей и молодежи в стране становится недопустимо низким. Неудержимо растет число нервных заболеваний. По статистике последних лет, 43 % российских школьников страдают различными хроническими болезнями; 63 % — имеют нарушение осанки; 50 % — обладают нарушениями опорно-двигательного аппарата; 22 % — обладают признаками гипертонической болезни; 60-65 % — каждый год болеют респираторными заболеваниями и т.д.
Результаты диагностики привели к мысли о необходимости создания условий для формирования учебно-познавательных компетенций младших школьников. Что нужно сделать, чтобы они росли крепкими и веселыми, легко адаптировались к школьной жизни, осваивали учебную программу, не получая при этом сколиоз и гастрит, хроническую усталость, чтобы девочки и мальчики жили интересно и ярко, не приобщались к вредным привычкам, а вели здоровый образ жизни, занимались спортом, учились с увлечением.
В нашей школе в первый класс приходят ученики с разным уровнем физической подготовленности. От 25 до 35 % обучающиеся имеют те или иные отклонения в здоровье. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1-го класса к выпускному с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами с 5,6 до 16,4%, с нарушениями осанки — с 1,9 до 17,2%.
Эти проблемы уже вышли из разряда педагогических и обрели социальное значение, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привитие им навыков здорового образа жизни с помощью здоровьесберегающих технологий сегодня очень актуальны.
Таким образом, нами установлено объективно существующее противоречия между:
Все это побуждает к всестороннему анализу практики своей работы, самооценке сложившейся системы преподавания, поиску наиболее эффективных способов обучения, нацеленность на собственные оригинальные подходы в работе.
Ведущая педагогическая идея опыта — теоретическое обоснование и практическое изучение применения здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися как средства по формированию здорового образа жизни в условиях современной школы.
Формирование мотивации здорового образа жизни, безусловно, сложнейшая педагогическая задача, которая может быть решена только на основе добротной психологической теории. И такая теория, а именно, концепция потребностно–информационного подхода к воспитанию была предложена академиком П.В. Симоновым. По его мнению, в иерархии основных потребностей индивида всегда есть главенствующая (или доминирующая), выступающая «ядром» его личности, то есть самой существенной личностной чертой человека. Следовательно, формирование у него мотивации здорового образа жизни следует связывать прежде всего с удовлетворением потребностей, актуализирующихся (доминирующих) у него в тот или иной возрастной период развития.
Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно-ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся.
В связи с этим урочная и внеурочная деятельность, а также работа с родителями была направлена на такие важные компоненты, как формирование ценностных ориентаций на изучение вопросов здоровья и здорового образа жизни, воспитание потребности к системной целенаправленной двигательной активности.
Основная цель учителя в своей работе - воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-целостного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
В основе успешной реализации педагогической деятельности лежат следующие основополагающие принципы:
Наиболее эффективной формой организации физической активности учащихся является традиционный урок физической культуры. Несомненные преимущества урока физической культуры: регулярность, систематичность, профессиональный контроль нагрузки со стороны учителя, возможность реализации наиболее перспективных и продуктивных методов обучения, научно обоснованная последовательность решения задач и планирования учебного материала, комплексный охват широкого круга аспектов физического воспитания, эмоциональная насыщенность и широкие возможности поддержания высокой мотивации.
Всесторонняя программа здоровья в организованном детском коллективе, должна включать следующие компоненты: образование в области здоровья, физическое воспитание, школьную медицинскую службу, службу питания, школьную психологическую службу, социальную службу, формирование здоровой среды школы, вовлечение в реализацию программы родителей и общественности.
Для успешной реализации цели и решения задач при работе учитель использует следующие педагогические технологии:
1. Здоровьесберегающая технология: создание условий для сохранения здоровья учащихся; соблюдение необходимых мер профилактики травматизма; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; выполнение требований к месту занятий, инвентарю и оборудованию, внешнему виду учащихся; подбор упражнений и дозирование физической нагрузки, которая способствует сохранению здоровья учащихся.
2. Здоровьеформирующая технология: создание условий для укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и развития основных двигательных способностей обучающихся; подбор упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, развития дыхательной и сердечнососудистой систем. Сообщение теоретических сведений о ценности здоровья, о преимуществах ведения ЗОЖ, о пагубном воздействии вредных привычек; формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.
3. Личностно-ориентированный подход:
учет особенностей, возможностей, способностей и уровня физического развития каждого ребенка;
соответствие предлагаемых упражнений и физической нагрузки возрасту, полу и уровню развития двигательных способностей;
оценивание индивидуальных достижений каждого учащегося; индивидуальная работа с одаренными учащимися.
4. Технология физического воспитания с направленным развитием двигательных способностей:
развитие силы, выносливости, ловкости, гибкости, быстроты как путь всестороннего, гармонического развития школьника. На развитие двигательных способностей направлено 40% программного материала.
5. Игровая и соревновательная технология: применение игровой и соревновательной технологии, позволяет комплексно развивать двигательные качества в их взаимосвязи, а также сочетать этот процесс с формированием двигательных навыков. Немаловажна и образовательная роль данных технологий. «Игра это упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни» - оценивал игру П.Ф. Лесгафт. При правильном использовании игровой и соревновательной технологий раскрываются широкие возможности для воспитания чувства коллективизма, инициативы, настойчивости, выдержки, сознательной дисциплины. А проблемные ситуации, возникающие в играх и соревнованиях, требуют срочного принятия решения, что совершенствует и психологические функции учащихся.
В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра; ситуационный, игровой, соревновательный методы, активные методы обучения. Средства необходимо выбирать в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки; «минутки покоя»; различные виды гимнастик; подвижные игры; специально организованная двигательная активность; массовые оздоровительные мероприятия; спортивно-оздоровительные праздники.
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.
Формирование культуры здорового образа жизни проходит через урочно-внеклассную деятельность. Для повышения авторитета предмета осуществляется подход, соединяющий в одно целое уроки физкультуры, спортивные внеклассные мероприятия, выступления на родительских собраниях.
Объём двигательной активности обучающихся складывается из участия в комплексе мероприятий дня: в проведении утренней зарядки до учебных занятий, физкультминуток на уроке, подвижных игр на переменах, уроков физкультуры, спортивного часа в группе продленного дня, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, занятия в спортивных секциях.
В учебном плане школы предусматривается проведение уроков «Физическая культура» в объёме трёх часов в неделю. Преимущественно в начальных классах используется в процессе занятий игровая деятельность.
Урок физической культуры служит фундаментом для всех форм внеклассной работы по развитию у обучающихся необходимых знаний, умений, навыков и качеств. Поскольку уроки физической культуры должны разносторонне воздействовать на организм обучающихся, я провожу их на основе занимательности, стремясь создать положительную атмосферу на каждом уроке. Считаю, что формированию положительной мотивации к изучению предмета способствуют:
Приступая к проведению любого урока, я следую не только его структуре, выраженной в трёхчастной схеме (вводная, основная, заключительная), программе, основным требованиям и методам, но и чётко ставлю перед собой задачи по формированию здорового образа жизни.
Способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды, работаю в рамках личностно – ориентированного подхода это:
На уроках обучающиеся не только выполняют двигательные действия, но и получают необходимые знания и представления об основных гигиенических правилах, о режиме дня, закаливании, правильной осанке, о правилах безопасного поведения, о здоровом образе жизни, об оказании первой доврачебной помощи при травмах. Для сообщения теоретических сведений провожу кратковременные беседы в начале урока из цикла «Основы Здоровья».
Библиографический список: