Забегалова Галина Михайловна учитель истории второй категории Первой гимназии города Петропавловска СКО |
Сегодня ученик школы XXI века должен:
И сразу возникает несколько вопросов:
Получить практические ответы на поставленные вопросы позволяет образовательная технология развития критического мышления.
Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Пример № 1:
На уроке истории Древнего мира в 6 классе по теме «Представители знати Египта и завоевательная политика фараонов» после постановки цели используется прием «ЗХУ»:
Что знаем
|
Что хотим узнать
|
Узнали
|
Фараоны — правители Египта. Ходили в походы, чтобы расширить владения, награбить богатства |
В какие страны организовывали походы? Чем закончились эти походы? Какое вооружение имели египетские воины? Какие виды войск были в Египте? Легко ли жилось египетскому воину? |
Примет № 2:
На уроке истории древнего Казахстана в 6 классе по теме «Расселение саков. Сакское общество» используется прием «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «Данетки»), поскольку учащимся уже знакома эта тема из курса «Рассказы по ИК»
На стадии осмысления учащиеся работают с текстами из энциклопедии, печатных изданий, документами
Пример № 1:
На уроке истории Казахстана в 5 классе на тему «Абай Кунанбаев» на стадии изучения нового материала используется прием «Инсерт» — маркировка текста на полях значками по мере его чтения. «V» — уже знал «+» — новое «-» — думал иначе «?» — не понял, есть вопросы
Пример № 2:
На уроке истории Древнего мира на тему «Культура Двуречья» используется прием «Понятийного колеса», свое название приём получил из-за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо. В центре пишется ключевое «Культура Древнего Двуречья», а вокруг него, соединенные лучами слова-ассоциации (понятия), которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока: мифология, религиозный представления, клинопись, искусство, Висячие сады Семирамиды.
Пример № 1:
На уроке истории Казахстана в 5 классе на тему «Абай Кунанбаев» на стадии закрепления используется прием «Синквейн» — составить пятистишье:
Пример № 2:
На урок истории Казахстана в 6 классе на тему «Борьба саков за независимость» на стадии закрепления используется прием «Историческая справка». Учащимся предлагается написать небольшую «Историческую справку», состоящую из 4 предложений по следующему плану:
А как же диагностировать и оценивать развитие навыков критического мышления? Специальной методики для их диагностики и выставления оценок нет. Но мы можем использовать разнообразные методические инструменты для проверки сформированности следующих навыков:
Примеры таких заданий:
1. Прочитайте текст учебника и заполните таблицу ИНСЕРТ.
2. Составить таблицу «тонких» и «толстых» вопросов
3. Прочитайте текст и составьте кластер
4. Тесты с различными видами заданий:
Получая новую информацию, учащиеся моих классов вполне способны рассматривать ее с различных точек зрения, делать определенные выводы относительно их точности и ценности.
Использование описанных технологий обучения в сочетании с
Использование данной технологии позволяет активизировать деятельность учащихся на уроках истории (особенно в среднем звене). Они задают больше вопросов, читают текст учебника более вдумчиво, лучше выделяют основные идеи, составляют кластеры и синквейны. В глазах светится откровенно живой интерес.