Искакова Бекзат Сагандыковна, учитель начальных классов, 1 категория ГКУ «Средняя школа № 7» п. Отеген батыр, Илийский район, Алматинская область |
Цели:
— Ребята, вспомните, что такое семья? (ответы детей).
— Правильно, а как будет «семья» на казахском языке? Верно, «жанұя». А что это значит? «Жан» — душа, «ұя» — гнездо. Что у нас получилось? «Гнездо души».
— Ребята, вы согласны с этим? (ответы детей).
— А что главное в семье? (учащиеся заполняют диаграмму).
— А кто главный в семье? Кто заботится о семье? В чем заключается обязанности детей?
— Как вы понимаете слово «бюджет»? (высказывание детей).
— Проверим, правильно ли мы думаем? Откройте толковый словарь, найдите значение слова «бюджет» (1 ученик читает вслух — Смета доходов и расходов государства, предприятия, семьи).
— Сегодня мы будем говорить о семейном бюджете. Мы будем работать в группах. Будем распределять семейный бюджет, экономить, делать покупки. Да, да, вы не ослышались. Раз мы заговорили о покупках, значит, что нам понадобится? Правильно, деньги.
— А какая денежная единица нашего государства? Да, тенге. Что изображено на тенге?
Какие денежные единицы других стран вы знаете? Что на них изображено?
— Значит, денежная единица, как герб, флаг, гимн является символом государства.
— Каждой группе я выделяю деньги на предстоящие расходы. Деньги, конечно, не настоящие. Можно ли с этими деньгами идти за покупками? Подделывать деньги? Почему? А что за это будет? Правильно, подделка денег уголовно преследуется, карается законом.
— Какие виды дохода вы знаете?(зарплата, пенсия, стипендия, пособие, премия). Так вот, представьте, доход каждой группы (в группе 5
Из данного списка выберите те товары и услуги, которые вы посчитаете необходимыми:
Лекарства Продукты Одежда Косметика Бытовая химия Коммунальные платежи |
Транспорт Игрушки Фастфуд Игры Кинотеатр Прачечная |
— каждая группа читает свой список
— напишите список необходимых продуктов и цены на них, подсчитайте сумму.
(Учащиеся читают свой список, подводят итог, какую сумму потратили)
— Допустим, в семье 2 школьника. Необходимо их собрать в школу.
(Учащиеся читают свой список, подводят итог, какую сумму потратили)
— Ребята, а вы знаете, сколько ваши родители платят за свет, воду, телефон, мусор, отопление, квартплату? Оплатите и вы.
(Учащиеся читают свой список, подводят итог, какую сумму потратили)
— Наступили выходные, как вы проведете их.
(Учащиеся читают свой список, подводят итог, какую сумму потратили)
— Какой вид транспорта вы выбираете: личный или общественный? Подсчитайте свои расходы (бензин, проезд).
(Учащиеся читают свой список, подводят итог, какую сумму потратили)
Теперь пора посчитать, сколько вы потратили? Сколько осталось?
Ребята, как вы думаете, легче заработать или легче потратить?
— Если у вас остались еще деньги, то вам предстоит выбрать: потратить их на различные вещи (игрушки, диски, телефон, игры, косметика, бижутерия
— Ребята, как вы думаете, а можно ли было
— Это сложно, верно. Представьте, как тяжело в реальной жизни вашим родителям сэкономить. Ведь мы часто не выключаем свет за собой, не закрываем кран с водой, рвем тетради, теряем ручки, покупаем чипсы, рвем одежду, выпрашиваем игрушку