Виссарионова Анна Дмитриевна учитель русского языка и литературы высшей категории высшего уровня квалификации, ГУ «Сенжарская неполная средняя школа», с. Сенжарка Жамбылский район СКО |
6 класс
Цель урока: познакомить обучающихся с разрядом неопределенных местоимений, их значением, употреблением в речи.
Задачи урока:
Обучающая: закрепление умения видеть местоимения изученных разрядов в тексте, употреблять их в речи, правильно писать;
Развивающая: формирование умения извлекать нужную информацию из различных источников и составлять опорные схемы; развитие аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы; развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся.
Воспитывающая: воспитание внимательного отношения к языку, культуры работы в парах, интереса к предмету «Русский язык».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Используемые технологии: технология обучения на основе схемных и знаковых моделей (опорные схемы), здоровьесберегающие, технологии развития критического мышления, создание ситуации успеха на уроке.
Методы и приёмы:
Формы работы: устная, письменная; индивидуальная, работа в парах, общеклассная.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку
Слово учителя: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!
Психологический настрой учащихся на урок.
А теперь повернитесь друг другу, подарите улыбку, повернитесь к нашим гостям и им подарите улыбку, и вы увидите их добрые лица. И пусть эта атмосфера доброжелательности царит на уроке.
Я хотела бы сегодня урок начать с притчи. Послушайте её, пожалуйста. (Учитель читает притчу)
Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: «Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу, «я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед ним ложку, кружку, свечу и спросил:
— Назови, что ты выбираешь из них?
— «Ложку», — ответил юноша.
— Произнеси это 5 раз, — попросил мудрец.
— Я выбираю ложку, — постепенно повторил юноша 5 раз.
— Вот видишь, — сказал мудрец, – повторяй хоть миллион раз в день, но она не станет пищей.
Надо….
— Что же надо было сделать юноше?
— Подумайте и скажите, пожалуйста, что же надо было сделать юноше?
(Элементарно нужно было протянуть руку и взять ложку, чтобы покушать и всё).
Спасибо…
— Вот так и сегодня на уроке надо взять ваши теоретические знания, которые у вас есть, которые мы получим на уроке и применить их на практике,
— Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать тему «Местоимения» и познакомимся с ещё одним разрядом местоимений, но с каким, я пока не буду говорить, надеюсь, что вы сами мне в ходе урока сможете его назвать. Сейчас я предлагаю открыть тетради и записать дату, указать вид работы — классная работа.
1. Словарная работа
Г…рой, род…на, к…м(мм)уникация, пр…зидент, к…нституция, н…род, пр…стор.
Проверка (флипчарт № 1)
2. Фронтальный опрос по теме «Местоимение».
— Перед вами лежат кроссворды. Отвечая на вопросы, вы заполните их и определите ключевое слово, которое и будет являться названием нового разряда местоимений.
— Назовите ключевое слово (неопределенные флипчарт № 2)
— Как вы понимаете значение слова неопределенный?
— Значение слова неопределенный по словарю
(читает учитель: Неопределенный 1) точно не установленный; 2) не вполне отчетливый)
— Правильно ли вы дали толкование данного слова?
1. Прочитайте выразительно стихотворение (флипчарт № 3)
Три черных собаки на
Три чёрных собаки на
Три чёрных собаки увидели что то,
Три черных собаки вскочили с чего то,
Три черных собаки к
Три черных собаки за
Но
Вильнул
(А.Хургин)
— Назовите местоимения. Как вы думаете, к какому разряду можно отнести данные местоимения и почему?
2. Составление опорной схемы
Но: кое у кого (в 3 слова с предлогом)
3. Чтение § 60
1.Работа по учебнику.
Упр. № 794 (комментированное выполнение)
2. Образование неопределенных местоимений
(флипчарт № 4)
Используя вопросительные местоимения, составьте неопределенные местоимения и объясните их написание:
Кто, кого, чему, кем, какой, которая, каких, сколько.
1. Выборочный диктант (записать неопределенные местоимения)
Он был готов идти на край света, чтобы делать
Жил некто человек безродный, одинокий, вдали от города, в глуши.
Ей казалось, что перед нею открывается нечто новое и широкое, чего она раньше не знала.
Перед костром сидело несколько человек.
Через некоторое время дождь прекратился.
Кое с кем пришлось долго разговаривать.
2. Тестовые задания
1. Какое утверждение является верным?
Неопределенные местоимения
A. обозначают признак предмета по принадлежности
B. выражают отсутствие
C. указывают на неопределенные предметы, признаки, количества
D. указывают на того, о ком говорят
2. Укажите предложение, в котором употреблено неопределенное местоимение
A. Чахлые, стелющиеся кустики карликовой березы сплошь покрывают возвышенности, спускаются в лощины, а
B. Кто посмеется над струной?
Где скрыта память о Бояне? (М. Рылъский)
C. Ему же интересно поглядеть, кто это тут, вот он и выглядывает. (В. Распутин)
D. С некоторых пор тропинка к этому дому совсем заросла. (А. Пушкин)
3. Какое местоимение пишется раздельно:
A. какой(либо)
B. кто(то)
C. кое(у)кого
D. кто(нибудь)
4. Какое местоимение пишется в одно слово:
A. (не)кий
B. кое(с) кем
C. (кое)какой
D. скольких(нибудь)
5. Какое местоимение пишется через дефис:
A. как(будто)
B. (не)сколькими
C. чей(либо)
D. (подо) мной
6. В состав какого фразеологизма входит неопределенное местоимение?
A.
B. кто в лес, кто по дрова
C. взять себя в руки
D. только его и видели
Проверка (флипчарт № 5)
§ 60 Выписать из текстов художественной литературы 5 предложений с неопределенными местоимениями, указав название пр.и автора
Оценочная карта урока
1. Подчеркни признаки, характеризующие данный урок:
2. Как изменилось твое настроение после урока?
Дополнительный материал (флипчарт № 6)