Деловая игра «Ты и Закон»
Суюндыкова Сауле Мажитовна воспитатель 1-ой группы-семьи Айыртауской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Стаж 19 лет, первая категория. Северо-Казахстанская область, Айыртауский район, с. Саумалколь |
Цель: Способствовать формированию у школьников правосознания и правовой культуры через активизацию разносторонней творческой деятельности; воспитывать любовь к Родине, уважение к другим и к себе, чувство собственного достоинства.
Оборудование: макет «Дом», символические ключи, пропуски, карточки с заданиями
(слайд 1)
1. Вступление
То о чем мы сегодня будем говорить относится ко всем нам. Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющемся Казахстане, от вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживете ее радостно и счастливо. Вы уже знаете, что жизнь — это не только развлечения и радости. Это и нелегкий труд. Сегодня мы проведем игру «Ты и закон» Но прежде чем начать наше занятие, давайте настроимся на позитивные мысли.
(слайд 2)
Дети выходят и читают:
Мир. Мир. Мир везде.
Мир в тебе. Мир во мне.
Свет. Свет. Свет везде.
Свет в тебе. Свет во мне.
Любовь. Любовь. Любовь везде.
Любовь в тебе. Любовь во мне.
Жизнь.
Воспитатель: Пусть на протяжении всего занятия нас сопровождает теплый, добрый казахстанский дождь. Давайте создадим эффект бурного, но короткого ливня (дети повторяют движения за ведущим).
Ученик:
Народ наш как одна семья
Идет дорогой ясной.
Все — дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.
(слайд 3)
2. Приветствие на разных языках
Сәлеметсіз бе! Здравствуйте! Hello! Здоровеньки буллы! Gutten Tag! Шалом! Есямассыз!
Воспитатель: Приветствие на разных языках можно продолжать еще долго, так в нашей стране проживает более 130 представителей различных национальностей.
Звучит песня «Я, ты, он, она»
Воспитатель: Итак, ребята, давайте разделимся на три команды. Сегодня мы будем говорить о правовой культуре. Это сложное психологическое явление, отражающее многие важные стороны жизни общества и государства. Чтобы представить себе, что такое правовая культура, из каких частей она состоит, возьмем для сравнения дом.
(слайд 4)
При этом будем помнить, что сравнение условно. Наш «дом» всего лишь схема. У «дома» три этажа. На первом этаже разместились правовые знания и умения ими пользоваться, второй означает отношение к праву, третий -поведение и деятельность в ситуациях, имеющих правовое отношение. Как и всякий дом наш опирается на «фундамент». «Фундаментом» правовой культуры человека выступают его политические и нравственные взгляды, убеждения.
3. Актуализация знаний учащихся
Воспитатель: ребята, давайте ответим на такие вопросы:
— А кем является каждый из нас?
Ученик: Каждый из нас гражданин Казахстана
(слайд 5)
Воспитатель: Правильно. Гражданин — лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное правами и обязанностями.
Воспитатель: А скажите, пожалуйста, в каких законодательных актах прописаны права ребенка?
Ученик: Декларация «О правах человека»
(слайд 6)
Воспитатель: Да, правильно. Декларация — это документ, который защищает наши права. К вашему сведению именно в этот день — 10 декабря в 1948 году многие страны приняли декларацию «О правах человека». Поэтому 10 декабря по всей стране проходят классные часы, посвященные этому событию.
Кто скажет, сколько лет в этом году исполняется этому важному документу?
Ученик: 66 лет
Воспитатель: А какие еще вы знаете документы?
Ученик: Конвенция по правам ребенка
(слайд 7)
Воспитатель: Совершенно верно. 20 ноября в 1989 году на генеральной Ассамблее организации объединенных наций государствами была принята «Конвенция по правам ребенка», которая отныне служит мерилом основных прав детей в мире. В Европе нет ни одного государства, которое бы не присоединилось к данной Конвенции.
А еще, какие документы нашей республики вы знаете?
Ученик: Конституция РК, Закон «О правах ребенка»
(слайд 8)
Воспитатель: Конституция — это основной Закон нашей республики, который был принят 30 августа в 1995 году. В главной книге страны каждая статья гарантирует счастливую жизнь. Слово «Конституция» в переводе с латинского означает — «Установление».
Молодцы! Мы с вами неоднократно обсуждали положения Конвенции, также как, наверное, и все дети со своими воспитателями и учителями. И теперь, давайте вспомним основные направления «Конвенции по правам ребенка».
(слайд 9)
В этом документе содержатся такие значимые для каждого ребенка положения. Пожалуйста, ребята, назовите их:
Ученики:
— каждый ребенок имеет право на бесплатное начальное образование;
— имеет доступ к среднему и профессиональному обучению;
— право получать образование, готовящее к активной взрослой жизни в свободном обществе;
— получает воспитание в духе взаимопонимания, мира, терпимости и равенства;
— имеет право на досуг, игры и возможность участвовать в культурной и творческой жизни;
— каждый ребенок не должен подвергаться какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии;
— каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;
— дети имеют право на медико-санитарное обслуживание и социальное обеспечение.
Воспитатель: Да, в целом «дух» конвенции звучит так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».
Ученик: Я горжусь, что я живу в такой прекрасной стране. Моя мечта стать достойным гражданином РК. Я хочу, чтобы у меня была своя семья и дети, мне бы хотелось вырастить своих детей счастливыми и здоровыми. Хочу привести слова великого Абая:
Если смолоду честь не терял,
Если щедро прожил для людей,
Если враг твою доблесть познал,
Если верен был дружбе своей,
Если доброе имя берег,
Если все доверяли тебе
Если ты не плутал средь дорог,
Если сам не перечил судьбе,
Если жил согревая сердца,
Если полной влюблялся душой,
Если что отдавал — до конца,
Если брал — возвращая с лихвой,
Если смело прошел перевал,
Ели жить не осталось уж сил,
Если смерть свою не умолял,
Значит, ты человеком прожил!
Воспитатель: спасибо, Азамат. А теперь давайте совершим «Путешествие в сказку». Каждая команда получает иллюстрацию из сказки. Ваша задача определить каким правом воспользовались герои.
(слайд 10)
Ученик: «Айболит» К. И. Чуковский (право на получение мед помощи)
(слайд 11)
Ученик: «Золотой ключик» А. Толстой (право на образование)
(слайд 12)
Ученик: «Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкин (Право на труд)
Воспитатель: А теперь продолжим наше занятие и проведем «Правовой аукцион»
(слайд 13)
Вам даются вопросы, на которые вы должны ответить. Отвечает та группа, которая первой поднимет символический ключ. Правильно ответившим вручается пропуск на следующий этаж. (Раздать вопросы)
(слайд 14)
Музыкальная минутка
Воспитатель: А теперь давайте проверим правильность ответов.
(Правильные ответы: 1-г, 2-б, 3-б, 4-в, 5-б, 6-а, б )
Воспитатель: все прекрасно справились с заданием, и поэтому три команды заслужили право перейти на следующий этаж.
Воспитатель: детство — это пора жизни человека во время которой происходит становление личности, ответственности за свои дела и поступки.
Мы поговорили с вами о правах, а теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях. Каждому праву соответствует обязанность. Например, право на свободу высказываний ограниченно обязанностью не говорить неправду, не говорить вещи, унижающие другого человека. В конституции Республики Казахстан об обязанностях граждан написано:
(слайд 15)
• Каждый гражданин Республики Казахстан обязан знать права;
• Выполнять обязанности;
• Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;
• Любить свою Родину;
• Защищать Отчизну;
• Беречь природу;
• Приумножать богатства.
Воспитатель: Ребята, вам было дано домашнее задание. Вы должны были нарисовать рисунок на тему «Моя Родина Республика Казахстан». Прошу вас показать свои рисунки и прокомментировать их.
1) Ученик 1 — конституция (слайд 16)
2) Ученик 2 — культурное наследие (слайд 17)
3) Ученик 3 — Астана (слайд18)
Воспитатель: Спасибо ребята. Мы видим, что вы ответственно подошли к данному заданию. А теперь, объявляю музыкальную паузу.
Музыкальная минута (слайд19)
Воспитатель: Напомните—ка, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников
(слайд 20)
Ученики: устав школы
Учащиеся школы обязаны:
— соблюдать устав школы;
— добросовестно учиться;
— бережно относиться к имуществу школы;
— соблюдать правила поведения учащихся.
Воспитатель: Спасибо дети. Запомните! Права предоставляются, а обязанности выполняются.
Воспитатель: А сейчас я раздам вам карточки, в которых написаны ситуации. Вы должны определить что это: преступление, проступок или нарушение. Пока команды ознакамливаются с ситуациями вашему вниманию предлагается музыкальная минутка.
Музыкальная минутка (слайд 21)
Воспитатель: Итак, все ознакомились с ситуациями. Теперь давайте их рассмотрим.
Воспитатель: Думаю, вы все отлично справились с заданием и поэтому мы переходим на третий этаж, где мы подведем итоги.
Воспитатель: Зачем нужна правовая культура? Делаем вывод.
(слайд 22)
Ученик: правовая культура — это наши убеждения, нормы, принятые в нашем обществе, это гарантия того, что меньше будет правонарушений, а значит спокойнее станет наша жизнь.
Воспитатель: давайте все вместе соберем букет мечты и желаний. Я раздаю вам цветы, на которых вы должны написать свои мечты и желания.
Играет музыка, все пишут
Воспитатель: А теперь каждый должен зачитать и прикрепить свой цветок.
Посмотрите, какой получился прекрасный букет — букет мечты и желаний. Из нашего сегодняшнего занятия можно сделать вывод, что если мы будем выполнять законы, то наша жизнь станет еще красивее, а наша страна станет еще богаче.
(слайд 23)
Наш Президент обращается к детям с такими словами: «Верю, что ты будешь любить родную землю и вырастишь достойным гражданином нашего Отечества».
Наше сегодняшнее мероприятие особенно знаменательно тем, что проходит в канун празднования Дня Независимости Республики Казахстан. Я поздравляю всех с 19-летней годовщиной независимости. Желаю счастья и процветания!
Дети читают пожелания.
Все поют песню «Мы дети земли Казахстан».
Воспитатель: Спасибо ребятам за активное участие.
(слайд24)
Спасибо всем за внимание!
- 20348 просмотров