Доклад на педагогическом совете «Современный педагог начальной школы в условиях обновления содержания программы»
Маркова Наталья Сергеевна учитель начальных классов, высшая категория, стаж 22 года. ГУ «Гастелловская средняя школа» с. Гастелло, Акмолинская область, Жаркаинский район |
Эффективное решение проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления ее развитием, которое позволяет рассматривать школу как систему, обеспечивающую доступность, эффективность и качество образования каждому ее учащемуся. Одной из ведущих задач школы становится оказание помощи ученику в овладении способами деятельности, адекватными современным потребностями общества, государства и личности.
Образовательная политика Казахстана ориентирована на интеграцию в мировое пространство. Главой государства Н. Назарбаевым, поставлена конкретная задача по развитию функциональной грамотности школьников. Ориентация учебно-воспитательного процесса на развитие у учащихся функциональной грамотности является общепризнанной международной тенденцией в развитии образования. Исходя из определения, функциональная грамотность — это тот уровень образованности, который может быть, достигнут учащимися за время обучения в основной школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т. е. социализацию личности.
Решение задачи развития функциональной грамотности актуализируется в процессе вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Одна из задач обновленной программы — научить учиться на протяжении всей жизни, что будет способствовать развитию новой конкурентоспособной личности. Обучаясь на курсах, я приобрела огромный опыт, который позволит мне в дальнейшем пересмотреть приемы и методы своей работы. Самое главное, работая с детьми это развивать критическое мышление, научить работать с проблемой, находить её решения, умения работать в группе сообща, и при этом обучаться. [2]
Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит цель: совершенствование педагогического мастерства всех учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. [3]
Работая с детьми младшего школьного возраста, учитель находится в поиске таких методов и приёмов работы на уроках, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление — значит развивать умение думать. Актуальность выбранной темы в том, что работа в данном направлении позволяет создавать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, то есть оптимальные условия для познавательной деятельности учащихся. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память. Критическое мышление — ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Дисциплинарный подход к Критическому мышлению зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий. Я считаю, что овладение критическим мышлением на уроках и в жизни — это шаг к активным, творческим и результативным методам.
Переход на обновленное содержание образования предъявляет новые требования к работе в рамках компетентностного подхода к образованию, обеспечение педагогов здоровьесберегающими технологиями, формирование готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса. Таким образом, обновление структуры образования, заключается в преодолении традиционного репродуктивного стиля обучения и перехода к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников. Введение системы критериального оценивания требуют от педагогов, всестороннего и объективного оценивания успехов в достижении ожидаемых результатов обучения каждого учащегося, его отношения к учебе и динамику развития личности в целом. Школа не только учит и воспитывает учащихся, но и готовит к самостоятельной жизни, поэтому беседы нравственного характера очень важны при решении задач. В наше время учитель начальных классов решает сложные и тяжелые задачи переосмысления своего педагогического опыта, находит сам как обучать в новых условиях ребенка. В быстром темпе развития нашего государства меняется и обучение. В идеальном мире умение учиться должно быть основным и самым важным навыком, приобретаемым в школе. [1]
Важно на уроке проводить динамические паузы с музыкальным сопровождением, помогающим восстановить оперативную работоспособность. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на уроке, подбор современных методов и приёмов помогает каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии.
Учитель не дает готовую информацию учащиеся получают ее самостоятельно. Учитель дает проблему, источники информации, объясняет как можно решать, а обучающиеся ищут алгоритмы, рассуждают, высказываются. Учитель всегда рядом, но он направляет и помогает. Посредством обсуждений у учащихся формируется ответственность, дети учатся приспосабливаться к жизни в современном мире, перестраиваться под изменяющиеся условия. Современного ребенка надо учить так, чтобы у него появлялось здоровое тщеславие, тяга к лидерству. Чтобы ему было интересно и почетно считаться умным. Необходимо подготовить полноценного образованного школьника, готового к самореализации в дальнейшей жизни. Чтоб ребенку было интересно на уроке и быстро запоминал информацию, учитель использует на уроках ИКТ. На сегодняшний день обучение должно быть активным, проводиться в условиях коллаборативной среды, учитель должен учитывать дифференциацию в обучении и реализовывать межпредметные связи, что не мало важно.
Цели начальной ступени образования: раскрытие индивидуальности ребенка; осмысление его знаний об окружающей действительности;
формирование желания и умения учиться, т. е. познавательной мотивации.
Учебные программы начальной школы направлены на развитие навыков поиска, анализа и интерпретации информации соответственно возрастным возможностям; формирование пропедевтических знаний о человеке, природе и обществе; развитие духовно-нравственных ценностей; формирование функциональных навыков обучения: считать, читать, писать, логично излагать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи. [4]
Оценивание предполагает параллельное развитие двух линий критериального оценивания: формативного и суммативного.
Новые учебные программы основаны на компетентностном подходе. Они формируют компетенции, заложенные в основе функциональной грамотности, необходимой для успешной социализации учащихся.
По известной в мировой педагогике теории Бенджамина Блума «Таксономия целей обучения», существующий стандарт позволяет ученику хорошо освоить только два из шести уровней познания: «знать» и «понимать».
С помощью нового стандарта есть возможность достигнуть оставшихся четырех уровней познания: «применять», «анализировать», «синтезировать» и «оценивать».
В наше время стоит проблема качества образования в начальной школе. Низкий уровень развития учебной мотивации учащихся, познавательных интересов, творческого мышления, коммуникативных способностей. Недостаточный уровень развития умений добывать самостоятельно знания, применять их на практике, чаще отсутствие наглядно- деятельной образовательной среды, доступной для учащихся в урочное время.
Я использую информационно-коммуникативные технологии на уроках, где ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации.
Сегодня учителя понимают, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя — это в большей степени роль проводника в мире информации. Так на уроках литературного чтения и познания мира, естествознание дети сами находят информацию и делятся с другими учащимися. Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций с музыкой. Применяю игровые технологии на уроках. Ведь игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Учитывая разный уровень подготовки детей, различия в развитии памяти, мышления, внимания использую разноуровневые задания. В каждом классе есть дети с, которые медленно читают и понимают смысл прожитанного. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности знакомятся с новым материалом, получая новые сведения или углубляя свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с низким уровнем мыслительной деятельности могут работать в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные).
Вместе с детьми провожу рефлексию, учу оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. По моему мнению, процесс обучения детей должен сочетаться с процессом воспитания, так как безнравственная и бездуховная личность, вооружённая знаниями, опасна для общества.
Можно сделать вывод, что технологии, которые я использую, позволили мне, как учителю, спланировать мою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования — развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.
Современный учитель, если хочет быть интересным детям, должен быть эрудированной, многогранной личностью. Мы должны помнить, что делаем это для того, чтобы помочь ребенку осознать свое место в мире, научить уважать права и свободу других людей, обеспечить наиболее полное развитие индивидуальности и способности каждого.
В начальной школе мы закладываем в детях самые лучшие знания и жизненные навыки, которые будут применять всю жизнь.
Одна из задач обновленной программы — научить учиться на протяжении всей жизни, что будет способствовать развитию новой конкурентоспособной личности.
Литература:
1. Личностно — ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование/ под ред. Степанова Е. Н..-М.: Сфера, 2004.
2. Руководство для учителя. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015.
3. httpsss://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2018/04/15/
4. httpsss://edu.mcfr.kz/article/3069-obnovlennoe-soderjanie-obrazovaniya-v-nachalnoy-shkole
Год, Анатолий Гин «Приёмы педагогической техники» httpsss://www.trizway.com
- 10242 просмотра