Домашнее задание как фактор развития способностей у учащихся музыкальных образовательных учреждений
Жаутеева Сауле Турсуновна преподаватель обязательного фортепиано. КГКП «Карагандинский колледж искусств им. Таттимбета», г. Караганда |
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей — тёплая, дружелюбная атмосфера в коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребёнка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постепенно стимулировать ребёнка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Оказывается (и практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то это будет способствовать более высокому уровню развития творческих способностей учащихся — это шестое условие развития творческих способностей. Оно будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.
Домашняя работа — это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности — одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы.
Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу — одна из задач домашней учебной работы. Сухомлинский писал: «Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете, — под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». С пытливости, любознательности, интереса и начинается творчество. В младшем возрасте обычно ребёнка направляет учитель. Многие учащиеся начальных классов с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям и затем уместно сообщают на уроке дополнительную информацию. В среднем школьном возрасте у подростков познавательные интересы углубляются, появляются внеучебные интересы, которые учитель не должен игнорировать. В старшем школьном возрасте познавательные интересы дифференцируются. Изменяется и роль домашних заданий. Нельзя здесь рассчитывать одинаково на возросшие возрастные возможности школьников и предъявлять одинаково высокие требования к домашней работе по всем предметам. Необходимо учитывать учебно-профессиональные интересы, склонности учащихся.
Наконец, домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности — всё это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию — это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.
Какие особенности, какая разница между общеобразовательной школой и музыкальной, какое это имеет значение в системе организации учебного процесса ребёнка? В общеобразовательной школе занятия ведутся групповые, дети находятся в школе ежедневно 4-5 часов и занятия получают в основном в школе. В музыкальной же школе занятия проводятся и индивидуальны. Поэтому основная работа проводится дома, руководствуясь указаниями, полученными от учителя во время урока. Ребёнок организованный, внимательный на уроке, работая дома, будет знать, чем и как ему заниматься. Ребёнок же рассеянный на уроке, дома будет отсиживать время за инструментом, фактически ничего не делая.
Трудолюбие, внимание, умственные способности являются теми качествами, которые необходимы в обучении музыке, и которые проверить при поступлении ребёнка в школу невозможно. Развивать эти качества должны родители в дошкольном возрасте.
Необходимо наличие волевого характера, терпения, настойчивости, любознательности, а главное, большой увлеченности музыкой. Всё это прививается ребёнку с самого раннего детства. Вот почему велика роль родителя, главного воспитателя своего ребёнка.
Необходимо осуществлять контроль за занятиями ребёнка, поступившего в школу, поскольку основная работа проводится дома. Надо создать соответствующую обстановку. В комнате, где стоит инструмент, должно быть тихо, чтобы ничего не могло отвлекать ребёнка от занятий. Инструмент должен быть настроен.
Необходимо помочь распределить время занятий. Чаще дети начинают заниматься музыкой одновременно с учёбой в общеобразовательной школе и, не имея достаточного опыта, не умеют организовать нужный режим дня.
На занятия музыкой должны быть выделены определённые, постоянные часы с учётом того, чтобы ребёнок занимался 2-3 раза в день по 30 минут (на начальном этапе занятий). Без тренированного внимания, сосредоточенности, ребёнка хватает лишь на 10-15 минут, поэтому надо развивать его выносливость путём постепенного увеличения времени занятий. Работать до полной утомлённости, но не до переутомления.
Надо позаботиться о том, чтобы интеллект ребёнка обогащался получением всевозможных впечатлений. Нельзя забывать, что это развивает эмоциональность, которая весьма необходима в музыкальном искусстве, выражающем не мысли, а чувства. Вялая, неинтересная игра ученика, есть результат плохо развитой эмоциональности. Надо воспитывать в ребёнке серьёзное отношение к музыкальным занятиям. Нельзя смотреть на эти занятия как на развлечения или забаву. Такой взгляд допустим лишь в детском саду, где музыкальное воспитание строится на музыкальных играх.
В музыкальной же школе, где помимо приобщения к музыке, ведутся занятия по приобретению навыков владения инструментом, необходимо выработать взгляд на эти занятия, как на определённый труд, притом кропотливый, с затратой сил, воли и энергии. Не нужно думать, что как только ребёнок пойдёт в музыкальную школу, так сразу в доме зазвучит «Полонез Огинского». Многие родители ждут этого с первых дней занятий и страшно бывают удивлены, когда их дочь или сын «долбит» что-то одно и то же, весьма непонятное.
Надо знать, что прежде чем что-то играть, необходимо приобрести определённые игровые навыки и движения. Вырабатываются они путём многократных повторений определённых приёмов с внимательным вслушиванием в интонацию извлекаемых звуков и наблюдением в это время за этими движениями, перерастающими дальше в привычку хорошего звукоизвлечения. Всё это удаётся и находится не сразу.
Неприятно бывает слушать многократно повторяющуюся какую-либо звуковую последовательность, но надо иметь терпение — как самому ученику, так и родителям, являющихся постоянными свидетелями занятий музыкой их ребёнка.
Домашняя работа является обязательным условием успешного обучения и воспитания детей, развития их способностей и нравственных качеств. Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника, ребенок учится выполнять работу качественно и в срок.
Домашняя работа стимулирует у детей познавательный интерес и желание знать как можно больше по предмету или по теме. Даже простое повторение дома пройденного на уроке учебного материала несет в себе положительный эффект и как бы является непосредственным продолжением урока. Никто не сомневается в пользе домашних занятий, но проблема современного образования заключается в чрезмерной загруженности детей. Причин перегрузки школьников домашними заданиями много. К ним относятся:
— усложнение содержания учебных программ в школах;
— повышение требований к уровню знаний;
— разнообразие сферы интересов школьников (компьютерные игры, секции, кружки, бассейн и т. д.);
— неумение правильно организовать детскую внеурочную деятельность;
У современных педагогов достаточно наработок в этом плане — применение прогрессивных технологий, обновление технических средств и музыкального материала, разнообразие видов деятельности школьника на уроке, личностный подход к каждому ребенку, позитивный эмоциональный настрой и т. д. Но как бы не старался педагог провести качественно урок, все его усилия будут бесполезны, если полученные ребенком знания не будут закреплены домашней работой ученика. Поэтому так важно, чтобы связь между урочной и внеурочной деятельностью школьников не нарушалась.
Домашняя работа как форма внеурочной деятельности является составной частью образовательного процесса. В отличие от урока, область домашней работы не так строго регламентирована, она более открыта, адаптивна, многообразна и способна к изменениям, исходя из поставленных задач. Домашняя работа представляет собой индивидуальную, самостоятельно организованную деятельность школьника в отсутствие учителя.
Домашняя работа включает в себя разные виды деятельности, типы заданий и в зависимости от возраста ребенка отличается по объему и временным затратам. По мере взросления ребенка происходит усложнение видов, объемов домашних заданий и способов их выполнений.
Развитие творческих способностей — неотъемлемая часть процесса обучения ребенка. Творческие упражнения на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, развивают художественный вкус, способствуют более эмоциональному, заинтересованному отношению учащихся к музыке, выработке интереса к предмету, раскрывают индивидуальные творческие возможности детей. Все виды творческих заданий можно классифицировать.
Любой новый материал, усвоенный на уроке, необходимо закрепить и выработать соответствующие ему умения и навыки. Психологами было установлено, что полноценное усвоение знаний, умений и навыков происходит только в том случае, если оно рассредоточено во времени. При неоднократном повторении учебного материала дома, знания, полученные на уроке переходят из кратковременной памяти в долговременную. Как бы ни был эффективен урок, знания, полученные на нем, должны быть повторены, закреплены дома и как бы вписаться в общую систему знаний ребенка.
Далеко не каждый ученик по тем или иным причинам может выполнить самостоятельную работу в нужном объеме и порядке, даже если педагог объяснил алгоритм действий. Поэтому для выработки навыка самостоятельной домашней работы необходимо привлекать родителей. На родительском собрании или в индивидуальных беседах нужно рассказать о цели самостоятельной домашней работы и важности ее выполнения, познакомить с требованиями образовательной программы, видами деятельности на уроке и дома, выработать примерный график домашних занятий, призвать родителей держать на контроле работу детей на уроке и дома.
Домашняя самостоятельная работа учеников — важная и неотъемлемая часть учебного процесса. Ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности детей. Многовековая педагогическая практика доказывает, что если знания, приобретенные на уроке, не повторяются дома, то они непременно забываются.
Список использованной литературы
1. Гольденвейзер А. Б. О музыкальном искусстве: Сборник статей. — М.,1975.
2. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. — М.,1984.
3. Былевская В. Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. «Начальная школа», № 5, 1990 г.
4. Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.-Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003
5. Ануфриева Н. И. Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе начального специального музыкального образования: Автореф. дис. на соиск. степени канд. пед. наук. — Москва, 2005.
6. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2004.
- 12118 просмотров