Эссе о жизни классика гуманной педагогики Е.Г. Песталоцци
Арунова Куралай Рахметулловна педагог-психолог, стаж 5 лет. Казахстан, г. Караганда, Карагандинская область, Бухар-Жырауский район, село Петровка, КГУ «Петровская СОШ» |
С рождения на Е. Г. Песталоцци большое влияние оказали две женщины — его мать и преданная служанка из простых крестьян. Благодаря их чуткому и доброму воспитанию, мальчик с юных лет был знаком с тяжёлым положением крестьян и проникся глубоким сочувствием к народу [1].
Его филологические и философские отделения развили в нём передовые и демократические идеи, от которых он не отказался до последних своих дней. Ещё юным студентом юноша посещал кружок «патриотов», где обсуждали проблемы морали, воспитания, политики, занимались разоблачением должностных лиц, обиравших крестьян.
В 1769 году он проводит свой первый социальный эксперимент и на занятые деньги организует показательную ферму «Новый двор» с тем, чтобы научить крестьян рационально вести своё хозяйство. Первый опыт закончился разорением, и тогда Песталоцци открывает «Учреждение для бедных», куда собирает сирот и беспризорных детей. Сам Песталоцци обучал детей чтению, письму и счёту, а ремесленники учили их прясть и ткать, работать в поле. Он хотел соединить образование детей с производительным трудом, но для детей это было непосильным напряжением всех физических сил, и гуманист Песталоцци не мог пойти на это [2].
Не имея материальных средств, учитель был вынужден закрыть свой приют, но не расстался с мыслью искать пути помощи простому народу. Как сын известного практикующего врача, Песталоцци вполне мог вести беззаботный светский образ жизни своих ровесников из буржуазного класса, но совесть и моральные принципы его были так высоки, что нравственное он поставил выше материального. Его личная жизнь стала образцом скромности и самодостаточности для всех педагогов того времени. В течение следующих восемнадцати лет он занимается литературной деятельностью, стараясь при этом привлечь внимание к той же проблеме: как облегчить крестьянский труд, поднять умственное и нравственное состояние трудящихся? Имя Песталоцци приобретает большую известность, а Законодательное собрание революционной Франции награждает его, как иностранца, прославившего себя борьбой за свободу, высоким званием французского гражданина.
После буржуазной революции в Швейцарии в 1798 году в здании бывшего монастыря Песталоцци открывает приют для беспризорных детей, делает его большой одной семьёй, а сам становится для воспитанников заботливым отцом и лучшим другом. В письме к одному из друзей он пишет: "С утра до вечера я был один среди них... Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слёзы текли вместе с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги. Были только они«[3].
Разработав свою методику обучения детей грамоте и счёту, он открывает сначала среднюю школу, а потом и институт для подготовки учителей, который вскоре приобретает мировую известность. Песталоцци сильно переживает, что его учение и деятельность используются не для народных масс, а в интересах знатных и богатых. Умирает в возрасте 80-ти лет разочарованным, так и не поняв, почему за всю жизнь не смог добиться улучшения социального и материального положения трудящихся.
В своих социально-педагогических взглядах Песталоцци является прародителем системы А. С. Макаренко, который также считал, что важнейшим средством воспитания и развития человека является труд. Труд развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность [4]. По убеждению Песталоцци высокой нравственностью должен обладать и сам учитель, являясь личным примером для своих учеников. Эта же мысль проходит и на курсах по «Самопознанию» — воспитай себя, а уже потом воспитай ребёнка. На самом деле это жертвенный путь, полный множества лишений. Но только вставший на него имеет право называться настоящим учителем.
Последнее произведение, вышедшее за год до его кончины, в 1826 году, называется очень красноречиво — «Лебединая песня». Здесь он раскрывает суть теории элементарного образования, а затем пытается определить причины, не позволившие её осуществить. Автор далёк от понимания подлинных социальных причин, которые в начале привели к закрытию его учебно-воспитательных учреждений для бедноты, а в 1825 году вынудили отказаться от руководства Ивердонским институтом. Пессимистические нотки, звучащие в оценке своих организаторских способностей и всей педагогической деятельности в целом, раскрывают социальную трагедию великого педагога-демократа, который в течение всей жизни безуспешно стремился осуществить свои гуманистические идеалы [5].
В своей педагогической деятельности сегодня можно продолжать использовать наглядность, за которую так ратовал Песталоцци. Особенно это актуально в работе с классами начальной школы. Надо обращаться за примерами из самой жизни и семейной жизни своих воспитанников, что опять же с успехом делает школьная дисциплина «Самопознание». А без живых примеров и сама дисциплина станет скучной и мёртвой.
Его несомненной заслугой является то, что он всемерно подчёркивал роль воспитания в развитии ребёнка, и указал на необходимость планомерно осуществлять это воспитание в семье и школе. Перед воспитанием Песталоцци одним из первых выдвинул важнейшую задачу — гармонически развивать все природные силы и способности человека. Задачу, которую призваны решать сегодня все современные школы во главе с предметом «Самопознание». Наше общество нуждается не только не только знаниями, но и хорошими чертами личности. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Как педагог-новатор, Песталоцци создал теорию элементарного образования, сыгравшую большую роль в борьбе с механическим запоминанием, что способствовало развитию народных школ в 19 веке. Он высказал ряд очень ценных мыслей о разностороннем воспитании ребёнка, настаивал на расширении образования в начальной школе, уделял большое внимание трудовому обучению детей, их подготовке к жизни.
В силу своего идеалистического мировоззрения и социальной буржуазной ограниченности, он и не помышляет о воспитании у человека протеста против общественной несправедливости, против поборников зла, притеснителей народа. Он переоценивал иногда роль механических упражнений в развитии мышления, отделяя развитие мышления от накопленных знаний. Эту сторону учения Песталоцци особенно развили некоторые из его учеников.
Он так и не создал своей семьи, но всех, кого он обучал, считал своими родными. Его личная жизнь стала примером беззаветного служения своим идеям, а теория развивающего школьного обучения оказала, несомненно, положительное влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли и практики.
Использованная литература:
1. Абрамов Я. В. И. Г. Песталоцци. Его жизнь и педагогическая деятельность. — М.,1996.
2. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. — М., 1998.
3. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский, —
М., 1989.
4. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2003.
5. Константинов Н. А. и др. История педагогики. — М., 1982.
- 16959 просмотров