Использование информационно-коммуникационных технологий
Кусаинова Айгуль Жумагуловна учитель химии и биологии Талшыкской средней школы № 1 Северо-Казахстанская область, с. Талшык |
«Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана», — такую задачу поставил Президент страны Нурсултан Назарбаев в Послании народу. Качественное
Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.
Одной из актуальных проблем, стоящих перед современным образованием, является подготовка обучающихся к взрослой жизни, реализации своих интересов, способностей, к выполнению жизненных планов. Огромную важность приобретают вопросы индивидуализации обучения, активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей обучающихся, что является одним из условий их успешной социализации.
Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области
Веление времени диктует обновление технологий обучения. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных
Сегодня имеет место тенденция понижения интереса к изучению химии. Решение этой проблемы носит комплексный характер.
Одно из них — внедрение в учебный процесс
Применение современных информационных технологий дает возможность преподавателю одновременно добиваться решение многих учебных и воспитательных задач (слайд № 5)
- активизировать процесс обучения;
- экономить учебное время;
- совершенствовать наглядные материалы;
- развивать культуру умственного труда;
- повышать интерес к предмету;
- воспитывать потребность в постоянном самообразовании.
Ученики вовлекаются в процесс самообучения. Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию, увидеть динамическую модель работы химического завода или аппарата. Химия — один из самых сложных общеобразовательных предметов. Успешно овладеть даже базовым курсом химии нелегко. Поэтому моя задача как педагога состоит в том, чтобы включить каждого ученика в активную деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Понимая важность изменений, которые сейчас происходят в системе образования, я работаю над своей методической темой «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования
Первый этап —
- выявление темы учебного материала, возможных для использования
информационно-коммуникационных технологий; - создание банка компьютерных презентаций в программе Power Point.
Для этого я использую на уроках химии возможности
Второй этап — формирующий: апробация возможностей средств ИКТ в преподавании химии. На уроках химии применение ИКТ позволяет использовать разнообразный
На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы:
урок-презентация видео-эксперимент (практические работы)- организация индивидуального обучения
Основа урока — это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint. К поиску материалов привлекаю учеников, они с удовольствием готовят презентации, повышая при этом интерес к предмету. Использую презентации почти к каждому уроку. Созданы презентации к темам урока:
- Карбоновые кислоты
- Основания
- Полезные ископаемые
- Производства алюминия
- Чугун и сталь
- Охрана окружающей среды
- Спирты
- Қышкылдар
Творчество — высшая форма деятельности ученика. Поэтому, одной из основных форм организации уроков с ИКТ, я ставлю создание учащимися собственных
Использование ИКТ на уроках химии позволяет
- сделать урок более интересным, наглядным;
- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения
- вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
- способствовать стремлению учащихся реализовывать себя, проявлять свои возможности;
- работать в интерактивном режиме;
- осуществлять контроль, самоконтроль.
Постановка системы практических занятий — совершенно необходимый компонент химического образования. Для проведения химического эксперимента нужна хорошо оборудованная лаборатория, максимальный набор химических реактивов, подводка воды, газа и электрического тока, но обеспеченность системы образования всем перечнем необходимого материала для проведения химического эксперимента всегда находилась на минимальном уровне. Поэтому, использование мультимедийных компьютерных учебников, виртуальных лабораторий имеет ряд ценных преимуществ.
На уроках химии я использую электронное издание -видеофильмы 8–11 классы, электронные учебники.
На кассете достаточно наглядно и красочно демонстрируются все лабораторные опыты курса химии средней школы, имеется журнал лабораторных работ. Большое внимание здесь уделяется соблюдению правил техники безопасности.
Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.
Такая работа может осуществляться на разных этапах урока (слайд № 8)
- как способ создания проблемной ситуации,
- как способ объяснения нового материала,
- как форма закрепления изученного,
- как форма проверки домашнего задания,
- как способ проверки знаний в процессе урока.
Использование интерактивной доски актуально. Уроки, проведённые с интерактивной доской, продуктивнее традиционных уроков. Известно, что 87% информации поступает в мозг человека через зрительный канал восприятия. Использование компьютера и интерактивной доски открывает большие возможности: Проведение уроков с интерактивной доской расширяют горизонты взаимодействий: предоставляет широчайшие возможности объединения
Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. (слайд№ 9, 10)
Практическая значимость: возможность использования ИКТ в реальном образовательном процессе. ИКТ на конкретном уроке.
Целесообразность применения
- содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
- позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
- формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
- способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
- делает занятия интересными и развивает мотивацию.
- предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
- учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
- позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.
- учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
В заключении скажу, что образование составляет основу инновационной системы любой достаточно развитой страны, придавая совершенно новое место школьному образованию. Именно в школе зарождаются знания, основа основ «умной экономики»
Литература:
1.Назарбаев
2.Бабанский
3.Ударцева В.М., Информационные технологии — фундамент устойчивого развития образования. Химия в Казахстанской школе № 5,
4.
5.Антонова О.А., Возможности использования
Опубликовано 2014-01-30
- 56108 просмотров