9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры с использованием соревновательно–игровых методов, как основа здорового образа жизни»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

 

Из обобщения опыта Клименко Натальи Николаевны
учителя физической культуры
II квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20
с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Старый Оскол

Фото с сайта  happy-giraffe.ru

В Концепции модернизации российского образования  отмечается Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющий потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием — забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся. В нашей школе учатся дети с разным уровнем физической подготовленности. От 25 до 35% обучающиеся имеют те или иные отклонения в здоровье. Последние статистические данные российских детей свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. По статистике последних лет, 43% — российских школьников страдают хроническими заболеваниями; 63% — имеют нарушения осанки; 50% — обладают нарушениями опорно-двигательного аппарата; 22% — обладают признаками  гипертонической болезни; 70-75% -каждый год болеют респираторными заболеваниями и т.д.

Результаты диагностики привели к мысли о необходимости создания условий для формирования учебно-познавательных компетенций школьников. Что нужно сделать, чтобы они росли крепкими и веселыми, легко адаптировались к школьной жизни осваивали учебную программу, не получая при этом сколиоз и гастрит, хроническую усталость, чтобы обучающиеся жили интересно и ярко, не приобщались к вредным привычкам, а вели здоровый образ жизни, занимались спортом.

Эти проблемы уже вышли из разряда педагогических и обрели социальное значение, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привитие им навыков здорового образа жизни с помощью здоровьесберегающих технологий сегодня актуальны.

В соответствии с целью образования в школе и современным требованиям общества автор опыта организует свою работу по теме «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры с использованием  соревновательно–игровых методов.

В Концепции модернизации российского образования  отмечается необходимость создания в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счёт повышения удельного веса и качества занятий физической культурой.

Выпускник современной школы должен уметь использовать различные упражнения с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни, уметь корректировать недостатки физического развития, контролировать и регулировать свое физическое и психическое состояние.

Применение здоровьесберегающих технологий позволяет развивать двигательные качества в их взаимосвязи, оптимально сочетать процесс развития физических качеств и формирование двигательных навыков. Эти методы ценны тем, что дают возможность моделировать условия выполнения двигательных действий, создавать игровые ситуации с учетом их сложности и адекватности ситуациям, встречающимся в жизни. 

Работа над темой позволила автору выявить следующие  противоречия:

  • Между необходимостью повышения уровня физической подготовки обучающихся и падением их заинтересованности к занятиям на уроках физической культуры.
  • Между требованиями, предъявляемыми современным обществом к человеку, и недостаточными возможностями достичь желаемого результата при традиционном подходе к обучению и воспитанию школьников.
  • Между способностью учащихся показывать определенный уровень физической подготовленности на уроках физической культуры и неумением самостоятельно корректировать недостатки своего физического развития.

Выявленные противоречия дали автору опыта  возможность определить проблему:  традиционные формы и методы обучения не создают надлежащих условий для обогащения двигательного опыта, повышения координационного базиса путем освоения более сложных двигательных действий и вырабатывания умений применять их в различных по сложности условиям.

Поэтому ведущей педагогической идеей опыта работы является формирование у учащихся общественных и личных представлений о престижности высокого уровня  здоровья, разносторонней физической подготовленности и содействие их гармоническому развитию путем использования инновационных, здоровьесберегающих технологий. 

Основная цель автора работы: формирование личности каждого школьника в соответствии с социальным заказом общества.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Укрепление собственного здоровья и повышение возможностей организма.
  2. Воспитывать потребность в проведении регулярных занятий физическими упражнениями и организации здорового образа жизни.
  3. Развивать самостоятельность и творчество в использовании ценностей физической культуры для саморазвития и самореализации.

Ведущей педагогической идеей опыта является формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках физической культуры через использование здоровьесберегающих технологий с применением соревновательно-игрового метода.

Длительность работы над опытом составляет пять лет, хотя основные идеи его использовались  в  практике и раньше.

Работа  над опытом осуществлялась в  несколько этапов:

 Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.

  Работа  над опытом осуществлялась в  несколько этапов:

1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

         Цель –​ сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

  • Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения;
  • Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни;
  • Добиться выполнения элементарных правил здоровье сбережение(на уровне первоначального умения);
  • Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни;

2. Этап углубленного изучения.

Цель - сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

  • Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения;
  • Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности;
  • Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения;

3. Этап закрепления знаний, умений, навыков обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

  • Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения;
  • Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования;
  • Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств;

В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению автор использует различные методы и приёмы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские методы и образовательные программы.

Диапазон опыта представляет собой единую систему урочной и внеурочной работы  с использованием здоровьесберегающих технологий с применением соревновательно-игрового метода. Использование данного опыта позволяет повысить мотивацию обучения школьников, способствует развитию творческих способностей и возможностей детей, предлагает формирование физически здорового, гармонически развитого, владеющего физической культурой на базовом уровне.

По своей новизне опыт можно считать репродуктивно-поисковым, новизна заключается в комбинации элементов известных методик. Автор опыта успешно применяет на уроках и во внеурочной деятельности приемы и методы соревновательно-игровые задания по всем темам уроков физической культуры, которые позволяют повысить степень усвоения двигательных умений и навыков, способствуют развитию и укреплению познавательного интереса учащихся, здоровья, положительно влияющего на процесс и результат деятельности.

Соревновательно-игровой   метод – это способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, развитие двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревновании.

Его характерной особенностью, отличающей от других методов физической подготовки, является обязательное присутствие соревновательной и игровой деятельности двух противоборствующих сторон. Соревновательно-игровой   метод – это практический метод.

К характерным его признакам можно отнести:

  • присутствие соперничества и эмоциональность в двигательных действиях;
  • непредсказуемая изменчивость как условий, так и действий самих учеников;
  • проявление максимальных физических усилий и психического воздействия;
  • стремление учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования;
  • применение разнообразных двигательных навыков целесообразных в конкретных условиях игры или соревнования.

Соревновательно-игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является физическим развитием, духовным воспитанием учащихся. На игровых уроках ставятся не конкретные задания, а задания в общей форме, тем самым предоставляется ученикам возможность самостоятельно принимать решения и выполнять задания.

Библиографический список:

  1. Смирнов Н.К., Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе – М.: 2002 г.
  2. Ковалько В.И., Здоровьесберегающие технологии ​– М.: Вако – 2004 г. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры к спорту / Г.А.  – М.: 2000г. – 75 с.
  3. Глязер С.В. Зимние игры и развлечения / – М.: 1972. – 80 с.
  4. Гуревич И.А. Соревновательно-игровые задания по физическому воспитанию / И.А. Гуревич. – М.: 1994. – 350 с.
  5. Лях В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях. – М.: 2000г. – 82 с.
  6. Портных Ю.И., Яхонтова Е.Р. Энциклопедия баскетбольных упражнений / Ю.И. Портных Е.Р. Яхонтова. – М.: 1993. – 167 с.
  7. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Технология развивающего обучения / Д.Б. Эльконин В.В. Давыдова// «Физическая культура в школе»
  8. Яковлев В.Г., ГриневскийА.Н. Игры для детей / В.Г. Яковлев, А.Н. Гриневский. – М.: 1992. – 80 с.
  9. Яхонтов Е.Р., Кит Л.С. Индивидуальные упражнения баскетболиста / Е.Р. Яхонтов, Л.С. Кит. – М.: 1999 г.