«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры с использованием соревновательно–игровых методов, как основа здорового образа жизни»
Из обобщения опыта Клименко Натальи Николаевны |
В Концепции модернизации российского образования отмечается Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющий потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием — забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся. В нашей школе учатся дети с разным уровнем физической подготовленности. От 25 до 35% обучающиеся имеют те или иные отклонения в здоровье. Последние статистические данные российских детей свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. По статистике последних лет, 43% — российских школьников страдают хроническими заболеваниями; 63% — имеют нарушения осанки; 50% — обладают нарушениями опорно-двигательного аппарата; 22% — обладают признаками гипертонической болезни; 70-75% -каждый год болеют респираторными заболеваниями и т.д.
Результаты диагностики привели к мысли о необходимости создания условий для формирования учебно-познавательных компетенций школьников. Что нужно сделать, чтобы они росли крепкими и веселыми, легко адаптировались к школьной жизни осваивали учебную программу, не получая при этом сколиоз и гастрит, хроническую усталость, чтобы обучающиеся жили интересно и ярко, не приобщались к вредным привычкам, а вели здоровый образ жизни, занимались спортом.
Эти проблемы уже вышли из разряда педагогических и обрели социальное значение, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привитие им навыков здорового образа жизни с помощью здоровьесберегающих технологий сегодня актуальны.
В соответствии с целью образования в школе и современным требованиям общества автор опыта организует свою работу по теме «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры с использованием соревновательно–игровых методов.
В Концепции модернизации российского образования отмечается необходимость создания в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счёт повышения удельного веса и качества занятий физической культурой.
Выпускник современной школы должен уметь использовать различные упражнения с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни, уметь корректировать недостатки физического развития, контролировать и регулировать свое физическое и психическое состояние.
Применение здоровьесберегающих технологий позволяет развивать двигательные качества в их взаимосвязи, оптимально сочетать процесс развития физических качеств и формирование двигательных навыков. Эти методы ценны тем, что дают возможность моделировать условия выполнения двигательных действий, создавать игровые ситуации с учетом их сложности и адекватности ситуациям, встречающимся в жизни.
Работа над темой позволила автору выявить следующие противоречия:
- Между необходимостью повышения уровня физической подготовки обучающихся и падением их заинтересованности к занятиям на уроках физической культуры.
- Между требованиями, предъявляемыми современным обществом к человеку, и недостаточными возможностями достичь желаемого результата при традиционном подходе к обучению и воспитанию школьников.
- Между способностью учащихся показывать определенный уровень физической подготовленности на уроках физической культуры и неумением самостоятельно корректировать недостатки своего физического развития.
Выявленные противоречия дали автору опыта возможность определить проблему: традиционные формы и методы обучения не создают надлежащих условий для обогащения двигательного опыта, повышения координационного базиса путем освоения более сложных двигательных действий и вырабатывания умений применять их в различных по сложности условиям.
Поэтому ведущей педагогической идеей опыта работы является формирование у учащихся общественных и личных представлений о престижности высокого уровня здоровья, разносторонней физической подготовленности и содействие их гармоническому развитию путем использования инновационных, здоровьесберегающих технологий.
Основная цель автора работы: формирование личности каждого школьника в соответствии с социальным заказом общества.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- Укрепление собственного здоровья и повышение возможностей организма.
- Воспитывать потребность в проведении регулярных занятий физическими упражнениями и организации здорового образа жизни.
- Развивать самостоятельность и творчество в использовании ценностей физической культуры для саморазвития и самореализации.
Ведущей педагогической идеей опыта является формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках физической культуры через использование здоровьесберегающих технологий с применением соревновательно-игрового метода.
Длительность работы над опытом составляет пять лет, хотя основные идеи его использовались в практике и раньше.
Работа над опытом осуществлялась в несколько этапов:
Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.
Работа над опытом осуществлялась в несколько этапов:
1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
Цель – сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Основные задачи:
- Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения;
- Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни;
- Добиться выполнения элементарных правил здоровье сбережение(на уровне первоначального умения);
- Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни;
2. Этап углубленного изучения.
Цель - сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
Основные задачи:
- Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения;
- Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности;
- Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения;
3. Этап закрепления знаний, умений, навыков обладающий возможностью его целевого использования.
Основные задачи:
- Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения;
- Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования;
- Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств;
В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению автор использует различные методы и приёмы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские методы и образовательные программы.
Диапазон опыта представляет собой единую систему урочной и внеурочной работы с использованием здоровьесберегающих технологий с применением соревновательно-игрового метода. Использование данного опыта позволяет повысить мотивацию обучения школьников, способствует развитию творческих способностей и возможностей детей, предлагает формирование физически здорового, гармонически развитого, владеющего физической культурой на базовом уровне.
По своей новизне опыт можно считать репродуктивно-поисковым, новизна заключается в комбинации элементов известных методик. Автор опыта успешно применяет на уроках и во внеурочной деятельности приемы и методы соревновательно-игровые задания по всем темам уроков физической культуры, которые позволяют повысить степень усвоения двигательных умений и навыков, способствуют развитию и укреплению познавательного интереса учащихся, здоровья, положительно влияющего на процесс и результат деятельности.
Соревновательно-игровой метод – это способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, развитие двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревновании.
Его характерной особенностью, отличающей от других методов физической подготовки, является обязательное присутствие соревновательной и игровой деятельности двух противоборствующих сторон. Соревновательно-игровой метод – это практический метод.
К характерным его признакам можно отнести:
- присутствие соперничества и эмоциональность в двигательных действиях;
- непредсказуемая изменчивость как условий, так и действий самих учеников;
- проявление максимальных физических усилий и психического воздействия;
- стремление учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования;
- применение разнообразных двигательных навыков целесообразных в конкретных условиях игры или соревнования.
Соревновательно-игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является физическим развитием, духовным воспитанием учащихся. На игровых уроках ставятся не конкретные задания, а задания в общей форме, тем самым предоставляется ученикам возможность самостоятельно принимать решения и выполнять задания.
Библиографический список:
- Смирнов Н.К., Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе – М.: 2002 г.
- Ковалько В.И., Здоровьесберегающие технологии – М.: Вако – 2004 г. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры к спорту / Г.А. – М.: 2000г. – 75 с.
- Глязер С.В. Зимние игры и развлечения / – М.: 1972. – 80 с.
- Гуревич И.А. Соревновательно-игровые задания по физическому воспитанию / И.А. Гуревич. – М.: 1994. – 350 с.
- Лях В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях. – М.: 2000г. – 82 с.
- Портных Ю.И., Яхонтова Е.Р. Энциклопедия баскетбольных упражнений / Ю.И. Портных Е.Р. Яхонтова. – М.: 1993. – 167 с.
- Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Технология развивающего обучения / Д.Б. Эльконин В.В. Давыдова// «Физическая культура в школе»
- Яковлев В.Г., ГриневскийА.Н. Игры для детей / В.Г. Яковлев, А.Н. Гриневский. – М.: 1992. – 80 с.
- Яхонтов Е.Р., Кит Л.С. Индивидуальные упражнения баскетболиста / Е.Р. Яхонтов, Л.С. Кит. – М.: 1999 г.
- 11517 просмотров