Исследование на тему: «Как изменится понимание объемных текстов по изучаемой теме учащимися 8 класса на уроках истории через обсуждение в группах»
Брайчун Лариса Петровна, СКО, Кызылжарский район, с. Асаново, КГУ «Асановская средняя школа» Учитель истории высшего уровня квалификации высшей категории, в высшей категории, второго (основного) уровня, с педагогическим стажем 31 год. Является членом районной комиссии по предметным олимпиадам и научным проектам. Школьный тренер по программе «Рефлексия в практике». |
Выбор пал на учеников восьмого класса, так как именно учебный материал этого класса очень объемный. Большинство учеников читают мало, а если текст объемный, то даже не пытаются дочитать его до конца. Теряется интерес к информации, да и к самому предмету в целом. Мне как педагогу хочется, чтобы выпускники были мыслящими молодыми людьми, адаптированными к быстро меняющемуся миру.
Меня волновали и такие вопросы. Смогут ли ребята при групповом обсуждении понять тему урока? Станет ли урок истории интересным? Как отнесутся к новому ученики и мои коллеги?
Ответы на эти вопросы мне.
Целью моего исследования стало определить, как влияют различные приёмы работы в группах на степень понимания объемных текстов.
Для эффективного исследования я поставила перед собой задачи, которые следует реализовать в ходе практики:
- Внедрить различные виды групповой работы, способствующие пониманию учащимися объёмных текстов.
- Использовать инструменты критического мышления в условиях коллаборативной среды.
- Выявить влияние групповой работы на степень понимания объемных текстов учащимися АБВ.
К концу четвёртого урока ученики смогут:
- Ученик А анализировать, систематизировать, классифицировать информацию в различных видах и формах, выявлять
причинно-следственных связи различных восстаний, взаимодействовать друг с другом. - Ученик Б понимать ключевые моменты текста, давать оценку событиям и личности, уметь сотрудничать в группе.
- Ученик В дать полную информацию по тексту параграфа, исторических документов.
При проведении последовательных уроков мною были использованы следующие инструменты: «Постановка вопросов в соответствии с таксономией Блума», «Синквейн», «Кластер», «Диаграмма Венна», «ЗХУ» (Модуль «Обучение критическому мышлению»). Я заметила, что отвечая на вопросы высокого порядка, дети приходили к единодушному мнению через размышление вслух, через спор, через убеждения. И
При групповом сотрудничестве применяла приёмы «Мозговой штурм», «Охота за сокровищами», «Мозаика» (Модуль «Новые подходы преподавании и обучении»). На стадии первоначальных уроков, где была введена групповая работа, я стала замечать изменения у учеников и к четвёртому уроку я увидела в учениках, активность, оригинальность и творческий подход, открытие, самостоятельность, общение, оценку своих возможностей.
Приём взаимо- и самооценивание «Две звезды», Незаконченное предложение», «Лестница успеха», «Что понял на уроке, что было не понятно» (Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения»)». Эти инструменты помогли и мне и ребятам определить, на каком этапе находятся учащиеся в процессе обучения.
Составление презентаций (Модуль «Использование ИКТ в преподавании и обучении»). Я поняла, чтобы использовать ИКТ на уроках, необходимо много времени уделить подготовки к уроку, то есть самой быть компетентной в этом вопросе.
Проводила работу с талантливыми детьми (Модуль «Обучение талантливых и одаренных учащихся»). Ученица, А подготовила презентацию, была спикером, отвечала на вопросы высокого порядка, выступала с обвинительной речью от имени Срыма Датулы, лидера
На каждом уроке поощряла лидерство (Модуль «Управление и лидерство в преподавании и обучении»). Я заметила, что многие дети в классе хотят взять на себя функции лидера, и я давала им такую возможность. Но, ученик Б работал на уроках всегда хорошо и не стремился никогда к лидерским позициям, как уже стало понятно потом, у него занижена самооценка. Но к четвёртому уроку, мальчик изменился, он понял, что при групповом обсуждении можно добиться решение поставленной задачи.
Все предложенные Программой Модули и используемые мною во время практики показали, что материал усваивается лучше, ребята не только проявляли себя, но и стимулировали обучение, повышали интерес к предмету истории.
Для отслеживания новых введений в свою практику я использовала вопросники, а также анкеты: «Наблюдения групповой работы», «Анализ вопросов по таксономии Блума», «Анализ интерактивности класса». После каждого урока велась текстовая транскрипция интервью, видеозапись, фотосъёмка. Во время рефлексии ребята писали своё резюме на стикерах, в анкетах.
При анализе своей работы по исследованию в действии большую помощь оказала мною собранная доказательная база. Это творческие работы ребят (эссе, постеры, кластеры), презентации, видео- и фотоматериалы, анкеты, интервью). Все данные я заносила в таблицы, они показывают, насколько ребята смогли, взаимодействуя друг с другом, научиться работать с объемным текстом, слушать, работать в группе.
Ученица, А на уроке № 1 «
Ученик Б, работая в группе при составлении кластера, был немногословен, предпочитал индивидуальную работу.
Ученик В при групповом обсуждении больше слушал и предпочитал отсиживаться.
Также при наблюдении урока я вела исследовательский журнал. Это позволило отследить продвижение учащихся. После каждого урока я размышляла, какие приемы и методы помогут, чтобы продвинуть учеников.
Для того, чтобы проанализировать степень понимания учениками текста, я использовала вопросы по таксономии Блума. Проведенная работа показала, что ученица, А уже к четвёртому уроку стала намного больше отвечать на вопросы высокого порядка. При работе с диаграммой Венна, по фото я увидела, что ученик Б много работал с книгой, формулировал вопросы, отвергал ненужную или неверную информацию предложенную его одноклассниками, рассуждал и вышел одним из первых на защиту постера.
Ученик В всегда чувствовал поддержку своих одноклассников, при ознакомлении с дополнительным материалом смог ответить на вопрос понимания и предоставил доказательства. При использовании приёма «Поймай вопрос» он принимал активное участие, ему нравилось ловить мяч и отвечать на вопросы.
Организуя работу в группах по обучению понимания объемных текстов применяла «Толстые и тонкие вопросы» и приём «Охота за сокровищами» — они направлены на формирование навыков поиска, освоения и использования информации в учебных ситуациях. Так например, при обсуждении вопроса «Какой надо быть личностью, чтобы за тобой пошёл народ? Заслуживают ли на ваш взгляд своей судьбы эти люди?». Наблюдая за детьми я заметила, что ученик В которому была отведена роль хронометражиста, вместе переживал за ребят, пытался помочь всем и следил за временем.
Приём «Мозаика» показал, что уже к четвёртому уроку «Материальная и духовная культура казахов в XIII веке» дети раскрепостились, ученики обмениваются идеями, отвечают на вопросы и делают комментарии, а также взаимодействуют друг с другом. Мои наблюдения показали, что ученик Б выступая в роли секретаря, слушая одноклассников записывал, выделяя главные ключевые моменты текста.
Организуя работу в группах по обучению понимания объемных текстов, большое внимание уделяла вопросам высокого порядка. Именно эти вопросы формируют у ребят умения применять, анализировать, оценивать полученную информацию. Задавая вопросы, строила работу так, чтобы во время урока перевести от кумулятивного разговора в исследовательский.
Группы состояли из 5 человек и в основном на уроке работало 4 группы. Первые два урока лидерами групп были дети с повышенной мотивацией к обучению, но когда они изучили роли, то лидерами уже выступали и ученики Б.
При работе с постером мною было отмечено, что групповая работа позволяет каждому ученику, прочитав текст, высказать свою точку зрения на заданный вопрос, выбрать верное решение проблемы, позволяет осознать собственную значимость в решении данной проблемы.
Эти данные показывают, как ученики оценивает свои силы, свою работу, как они рефлексируют. Я чётко увидела, что ученики через групповое обсуждение научились выражать свои мысли, слушать, грамотней говорить, внимательно и осмысленно изучать теоретический материал. У детей появилась уверенность в свои силы, возможности, они уже более уверенно ставили задачи и с удовольствием их выполняли.
Ученица, А сказала, что работая в группе ей понравилось помогать одноклассникам, объяснять им и видя поддержку с её стороны, они старались не подвести её.
Ученику Б теперь хочется испытать все роли работы в группе.
Ученик В пожелал и дальше работать в группе, так как он чувствует поддержку ребят и стал более уверенно выполнять задания.
Мои наблюдения показывают, что ученики с интересом воспринимают предлагаемые приёмы, включаются в работу, проявляют инициативу и самостоятельность. В процессе внедрения изменений складывается система заданий различного уровня, формируется определённое сочетание приёмов, форм, методов работы с текстом.
Использование ИКТ помогло мне для организации заданий при работе с текстом. На определенном этапе одного из уроков мною было выведено на переносную интерактивную доску логическая перепутанная цепочка. Ребятам необходимо было анализировать текст, а затем определить правильный ответ. Также презентацию с гиперссылками подготовила ученица, А на тему «Историческое значение национально — освободительных движений». Она показала не только знание материала, но и как она способна вычленить из огромного потока дополнительной информации тот нужный материал, который даёт ответ на поставленную проблему.
На четвёртом уроке дети писали эссе, где показали умение доказать свою точку зрения. Так например, девочка группы, А раскрыла значение работ, трудов выдающихся учёных исследователей XVIII века.
Ученик Б подошёл к этому вопросу творчески, он написал эссе в стихотворной форме. Только ученику В понадобилась помощь. Я предложила ребятам его группы помочь ему, подготовить несколько словосочетаний, шаблонов. И в итоге он с интересом выполнил задание.
Одним из важных методов сбора данных является беседа. Но поначалу мне было сложно разговорить детей. Ученики стеснялись, и отмечали только понравившиеся им моменты урока. Я думаю, это выражено возрастными особенностями детей и в последующем этот барьер исчезнет.
Мне кажется, я смогла организовать работу так, что ученики сообща подходили к решению проблемы, действовали уверенно, то есть ученики входил в зону ближайшего развития.
Планируя работу, я ориентировалась на мотивированных учеников, задавая им задания творческого характера, задания на опережение. Они были разного типа: по тексту составить схему реформы Младшего жуза предлагаемую бароном Игельстромом и ответить на вопрос высокого порядка «Чему должны были способствовать эти реформы?», «Дать характеристику исторической личности XVIII века хана Нуралы», «Подготовить презентацию», «Выступить с обвинительной речью Срыма Датулы на хана Нуралы».
При выполнении этих задач ученица, А совершала процесс саморегуляции и корректировала работы своих товарищей.
Возможности работы с текстом я определила с помощью таблицы.
Ученик |
А |
Б |
В |
||||
до |
после |
до |
после |
до |
после |
||
1. Умение работать с текстом |
|||||||
а) выделение главного в тексте | + | + | + | + | - | + | |
б) выделение основных дат | + | + | + | + | + | + | |
в) понимание ключевых идей |
+ | + | - | + | - | + | |
2. Понимание содержание текста |
|||||||
а) понимание значения исторических терминов |
+ | + | + | + | - | + | |
б) выявление причинн восстаний, значений. |
- | + | - | + | - | + | |
в) определение последствий того или иного события |
- | + | - | + | - | - | |
3. Интерпритация текста |
|||||||
а) дают оценку событиям, личности. |
- | + | - | + | - | - | |
б) определяют значимость последствий событий |
- | + | - | + | - | - | |
в) дают прогноз |
- | + | - | + | - | - |
Ученик В до исследования в действии, не обладал в полной мере навыками работы с текстом, но после применения приёмов, научился понимать ключевые идеи материала. Например, изучив тему:«
Ученик Б научился определять значимость последствий
Ученица, А научилась выявлять
Данные таблицы показывают и доказывают, что введённые мною изменения на практике успешны. Учащиеся постепенно овладевают навыками работы с текстами. Формируется умение строить высказывания, анализировать материал, выстраивать систему доказательств. Данные приёмы обеспечивают комфортные условия обучения учениками с разным уровнем мотивации.
Для того, чтобы понять степень понимания учениками текста я использовала вопросы таксономии Блума.
Использование вопросов высокого и низкого порядков позволили мне отследить прогресс обучения. Сравнив количество вопросов первого и четвертого уроков, результаты представила в следующей диаграмме.
На первом уроке вопросы высокого порядка, ставили детей в затруднение. Например, на такие вопросы как: «Объясните причины поражения восстания под предводительством Е. Пугачёва? Как исторические личности, предводители восстаний влияли на ход развития казахской государственности». Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вдумчиво читать учебный текст, проработать дополнительную литературу, постоянно находится в состоянии активного поиска ответа. Постоянно размышлять с группой, анализировать, доказывать свою точку зрения. И на четвёртом уроке я увидела, что ответы на вопросы высокого порядка стали более аргументированными, полными, логически верно построенными. что мой большой педагогический стаж работы с детьми не даёт стопроцентного уровня качества знаний. Чтобы прослеживалась динамика роста детей в обучении на практике, необходимо было постоянно рефлексировать, вести наблюдение, замечать проблемы, выполнять анализ.
Проследив, оценив, проанализировав каждый урок, я сделала вывод, что использование идей модулей Программы позволит изменить мою педагогическую деятельность. Я буду планировать серии последовательных уроков, использовать идеи Программы и ожидать эффективных результатов.
- 13975 просмотров