Комплексное занятие по развитию понимаемой речи, вызыванию голосовых реакций ребёнка 9-ти месяцев
Попова Раиса Николаевна логопед, высшая квалификационная категория, стаж 21 год, КГУ «Дом ребёнка», Казахстан, Северо-Казахстанская область, г. Петропавловск |
Тема: «Птичка-синичка»
Цель: Стимулировать повторное произнесение отдельных слогов лепета и развивать понимаемую речь.
Задачи:
Образовательные:
1) Развивать слуховое и зрительное восприятие.
2) Развивать голосовой аппарат.
3) Развивать общие движения.
4) Способствовать развитию взаимодействия между ребёнком и взрослым во время игры.
Развивающие:
1) Вызвать голосовые реакции. Стимулировать появление отдельных слогов лепета. Развивать понимаемую речь.
2) Развивать способность подражать слышимым звукам.
3) Вызывать «комплекс оживления»
3) Развивать умение по слову находить названный предмет.
4) Развивать целенаправленные движения рук.
5) Разучивать самые простые игровые действия.
Воспитательные:
1) Формирование навыков сотрудничества, эстетических чувств.
2) Проявления эмоций.
3) Воспитание доброжелательности.
Оборудование: птичка нарисованная «синичка», птичка пищащая, пёрышко, стульчик детский, манеж.
Ребёнок: Ульяна С. возраст 9 месяцев, показатели НПР — 7-8 мес.
Ход занятия
I. Организационный момент. Знакомство с гостями. Рассматривание птички за окном.
Ребёнок находится на руках, осматриваемся, знакомимся с гостями.
Подходим к окну. Привлекаю внимание к синичке, приклеенной к окну
К нам синичка прилетела,
На окошко тихо села.
И глядит одним глазком,
Что за дети, что за до
Рассматриваем птичку приклеенную на окне:
Птичка, птичка — синичка.
Красивая птичка.
Пушистые пёрышки,
Нахохлилась грудка
Чик — чирик, чик — чирик.
II. Логопедический массаж лица и вызывание голосовых реакций.
Посадить ребёнка в стульчик. Взять пёрышко (можно настоящее, а можно вырезать из бумаги и красиво раскрасить). В соответствии с текстом поглаживать малыша пёрышком:
Смотрите, смотрите, что я принесла!
Смотрите, какое перо я нашла
Оно по ладошке тихонько ползёт)
Сначала по кругу, а после вперёд) 2 раза
По ручке оно до плеча доползёт,
И шейку оно очень нежно ласкает.
Куда полетит — интересный вопрос.
Перо прилетело на маленький нос!
Потом эти ушки перо гладить хочет,
Одно и другое немножко щекочет.
Но пёрышку надо теперь отдыхать,
Оно улетает в карман полежать.
Также можно пощекотать верхнюю и нижнюю губу.
Вызываю голосовые реакции. Нежно и ласково разговариваю с ребёнком. Повторяю слоги: — ма, ма, ма; — па, па, па: — ба, ба, ба; — да, да, да.
Хвалю ребёнка и незаметно исчезаю из его поля зрения.
III. Зрительно-слуховые реакции, движение руки к предмету.
Беру пищащую птичку и стараюсь привлечь внимание ребёнка (ищущие повороты головы). Всё выполняется в тишине.
Игра «Где птичка?»
Цель: Развивать умение по слову находить названный предмет. Ребёнок сидит в стульчике. Берём птичку и водим её по стульчику, выполняем различные действия: кланяемся, танцуем. Поднесём к ребёнку птичку, погладим ручкой ребёнка птичку. Дать ребёнку поиграть с птичкой. А затем внезапно спрячем: «Нет птички. Где птичка? Вот птичка!» Птичка появляется, ещё раз танцуем на стульчике. Эти действия повторяются несколько раз.
Птичка прилетела,
Кушать захотела.
— Давай покормим птичку
Насыпать немного зёрнышек и дать поклевать птичке.
После игры убрать птичку на место, и спросить малыша: «Где птичка?» постепенно ребёнок на вопрос начинает искать птичку глазами.
IV. Развитие общих движений. Ползание.
Подхожу к манежу и выкладываю ребёнка на живот. Ставлю птичку подальше от ребёнка. Завожу её. Мелодичное звучание и яркая окраска привлекает ребёнка. Он делает попытки ползти к игрушке. Помогаю ребёнку, подставляя свои руки к ступням ребёнка и слегка подталкивая его.
V. Пальчиковые игры с потешками.
Беру ребёнка на руки и присаживаемся на стул. Выполняем заигрывающие действия с пальчиками:
Левая ручка:
Сорока — белобока (одна рука)
Кашку варила,
Детей манила,
Этому дала, (Загибать по очереди пальчика)
Тому дала,
А этому не дала
Он дрова не носил, воду не возил,
Кашу не варил. И не получит каши.
Правая ручка:
— Ворона, ворона,
Куда летала?
Гостей скликала,
Каши им давала
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнётся,
Нос трясётся,
Душа радуется.
VI. Игра «По кочкам»
Можно повторить несколько раз, что улучшает эмоциональное состояние ребёнка
По кочкам, по кочкам
По маленьким лесочкам
Ехал петух
В ямку бух!
При произнесении последней фразы ребёнка опускают между колен.
VII. Самостоятельная игра.
Хвалю ребёнка.
Кладу в манеж для самостоятельной деятельности.
Продолжительность 7-10 минут.
- 9201 просмотр