Конференция «История становления института президентства в Казахстане. Н. А. Назарбаев — Лидер нации»
Цветкова С.В. учитель истории высшей категории г. Петропавловск Северо-Казахстанской области |
Цель: знакомство с историей президентской власти в Казахстана; формирование представления о значимости президентской власти для Казахстана и чувства гордости за страну.
План
- Биография Н.А.Назарбаева
- Периодизация становления власти Президента
- Этапы зарождения президентской власти
- Особенности президентской власти в Казахстане
- Наиболее приемлемая форма власти в РК
- Книги Н.А.Назарбаева
- Н.Назарбаев — Лидер нации
- Детище Президента — Астана
- Мудрость Президента
Строки биографии
Назарбаев Нурсултан Абишевич род. 6 июля 1940, с. Чемолган, Каскеленский район,
Основные даты
Нурсултан Назарбаев родился 6 июля 1940 в селе Чемолган Каскеленского района
В 1967 окончил ВТУЗ при Карагандинском металлургическом комбинате.
Трудовой путь начал в 1960 рабочим стройуправления треста «Казметаллургстрой» в г. Темиртау Карагандинской области.
Затем работал чугунщиком разливочных машин, горновым доменной печи на Карагандинском металлургическом заводе.
В 1965–1969 — вновь работал на Карагандинском металлургическом заводе (с 1966 г. — комбинат): диспетчер, газовщик, старший газовщик доменного цеха.
В 1969–1973 — на партийной, комсомольской работе в г. Темиртау Карагандинской области.
В 1973–1977 — секретарь парткома Карагандинского металлургического комбината.
В 1977–1979 — секретарь, второй секретарь Карагандинского обкома партии.
В 1979–1984 — секретарь Центрального Комитета Компартии Казахстана.
В 1984–1989 — Председатель Совета Министров Казахской ССР.
В 1989–1991 — первый секретарь Центрального Комитета Компартии Казахстана.
Депутат Верховного Совета СССР
Народный депутат СССР с 1989 по январь 1992.
В феврале 1990 — апреле 1990 — одновременно Председатель Верховного Совета Казахской ССР.
С апреля 1990 — Президент Республики Казахстан.
1 декабря 1991 состоялись первые всенародные выборы Президента республики, в ходе которых
В 1995 в результате состоявшегося 29 апреля 1995 референдума президентские полномочия
10 января 1999
4 декабря 2005 года
Ученик 1. Периодизация становления власти Президента
Преобразования, проведенные на различных этапах двадцатилетнего периода политической реформы в Казахстане, сформировали сегодняшний
Анализ становления и укрепления президентской формы правления в Казахстане можно провести, опираясь на следующую периодизацию.
Первому этапу (
Однако, учитывая тот факт, что в этот период представительный орган страны, в классическом смысле этого слова, не обладал статусом профессионального парламента, более правомерным будет классифицировать тогдашнюю форму правления в качестве «переходной» парламентской республики. К тому же действовавший в тот момент закон об учреждении поста Президента в реальности ограничивал абсолютную широту полномочий представительного органа.
Второй этап (
Третий этап (
На нынешнем, четвертом этапе (с 2001 г.) отмечается процесс некоторой политизации ситуации вокруг института президентства.
При этом необходимо отметить, что президентская форма правления в Казахстане, строго говоря, не полностью соответствует ее классическим примерам, сложившимся в ряде стран «старой демократии». Тем не менее, представляется вполне очевидным, что сегодня власть в Казахстане принято олицетворять с президентской формой правления.
Ученик 2. Этапы зарождения президентской власти
Как и всякий процесс общественной эволюции, формирование института президентства в Казахстане имеет свои временные рамки. Прежде всего, необходимо отметить, что точкой отсчета зарождения института президентства в Казахстане является последний период существования социалистической системы. С тех пор он претерпел значительную эволюцию и пережил в своем развитии несколько этапов.
Первый этап состоит из двух подэтапов, на протяжении которых произошла последовательная «институционализация» и «легитимизация» института президентства.
Временные рамки подэтапа «институционализации» президентской формы правления охватывают период с апреля 1990 г. по декабрь 1991 г. В соответствии с постановлением Верховного Совета Казахской ССР в апреле 1990 г. в республике был учрежден пост Президента, который являлся лишь главой государства. Законом от 20 ноября 1990 г. «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Казахской ССР» президент стал главой государства, а также высшей исполнительной и распорядительной власти. Несмотря на то, что в этот период Президент Республики Казахстан был наделен широкими полномочиями в отношении Совета Министров (преобразованного указанным законом в Кабинет Министров) и других институциональных структур в системе исполнительной власти, Закон от 25 июня 1991 г. «О Кабинете Министров Казахской ССР» все еще предусматривал двойную подотчетность Кабинета Министров — Парламенту и Президенту. Однако значительные изменения, внесенные на этом подэтапе в президентскую форму правления, свидетельствовали о ее окончательной «институционализации» в Казахстане.
Подэтап «легитимизации» института президентства охватил период с декабря 1991 г. по январь 1993 г. В соответствии с Постановлением Верховного Совета от 16 октября 1991 г. в стране состоялись всенародные прямые выборы Президента Казахской ССР, в результате которых, получив 98,7% голосов от числа принявших участие в голосовании (а их было 88,2% от числа включенных в списки избирателей), главой государства стал
На втором этапе осуществилась «централизация» института президентства, охватившая период с декабря 1993 г. по август 1995 г. В связи с роспуском в декабре 1993 г. Верховного Совета XII созыва, произошло некоторое уточнение формулировок, направленных на повышение статуса Президента. Представительный орган своим постановлением временно делегировал Президенту законодательные полномочия. Однако фактически Президенту были делегированы полномочия по принятию указов, имеющих не только силу обычных законов, но и конституционных законов. Данный вопрос напрямую касался усиления президентских полномочий, окончательно оформленных Конституцией 1995 г.
Необходимость «централизации» института президентства в Казахстане имела под собой вполне объективную основу,
Третий этап, временные рамки которого ограничиваются августом 1995 г. и октябрем—ноябрем 2001 г., можно назвать периодом «стабилизации» института президентства в Казахстане. В связи с принятием новой Конституции 1995 г. был значительно повышен статус Президента. Согласно ее положениям, Президент не возглавляет исполнительную власть, но осуществляет арбитражные и церемониальные функции. Он также является символом и гарантом единства народа и государственной власти и получает право принимать законы, что до этого являлось исключительной прерогативой Парламента. По мнению ряда казахстанских исследователей, в связи с положениями Конституции 1995 г. «…конституционные полномочия главы государства значительно усиливаются по сравнению с периодом
О «стабилизации» института президентства в стране в этот период косвенно могут свидетельствовать также результаты проведенных в январе 1999 г. всенародных прямых выборов Президента Республики Казахстан. По итогам голосования, получив 79,8% голосов от числа принявших в голосовании (а их было 87,1% от числа включенных в списки избирателей), главой государства в очередной раз был избран
Четвертый этап, который берет свое начало с конца 2001 г., с известной долей допущений можно назвать периодом «политизации» института президентства в Казахстане. Отчасти и косвенно этому способствовали те изменения, которые были внесены в избирательную систему Казахстана в
Дальнейшее развитие указанных тенденций в среднесрочной перспективе может привести к тому, что форма правления в Казахстане будет характеризоваться наличием президентской власти с одновременным присутствием политически веской представительной власти, которая станет средоточием или своего рода эпицентром основных политических баталий. Это будет происходить на фоне общественных дискуссий по тем или иным вопросам политической реформы. Все это способно будет оказать определенное политическое влияние на развитие института президентства в Казахстане.
Ученик 3. Особенности президентской власти в Казахстане
Одна из ключевых специфик казахстанской президентской системы связана с неоднозначным разделением ветвей государственной власти в Казахстане. Так, по Конституции Республики Казахстан 1993 г. Президент обладал статусом главы государства и единой системы исполнительной власти.
В соответствии же с Конституцией 1995 г. он уже является главой государства и его высшим должностным лицом, но исполнительная власть им непосредственно не возглавляется. Иными словами, произошло дистанцирование Президента от Правительства. Именно данное различие является частым поводом для утверждения о том, что статус Президента Казахстана в данное время не включает в себя функции исполнительной власти, хотя по своей природе президентская власть является, по сути, исполнительной властью. В то же время Президент Казахстана имеет большое влияние на исполнительную власть. Следовательно, точнее будет вести речь о дуализме и разделенности исполнительной власти в Казахстане.
На возможность наличия в Казахстане дуализма и разделенности исполнительной власти указывает и следующее обстоятельство. Так, по Конституции 1993 г. Президент наравне с представителями других ветвей государственной власти обладал правом законодательной инициативы. В условиях же президентской системы правления, установленной Конституцией 1995 г., как высшее должностное лицо, к которому может апеллировать как законодательная, так и исполнительная ветви власти, глава государства не имеет такого права.
Но если, согласно первой Конституции независимого Казахстана, он был наделен правом издания указов, постановлений и распоряжений, имеющих обязательную силу на территории Казахстана, то соответствующие статьи новой Конституции детализируют указанную норму, включив в круг полномочий Президента право издания, в строго определенных случаях, законов и указов, имеющих силу закона. Иными словами, специфической особенностью казахстанской модели президентской формы правления является то, что наравне с исполнительной властью, имеющей право законодательной инициативы, и законодательной властью, учреждающей данные законы, она допускает существование третьего источника инициации и принятия законов.
Кроме вышеперечисленных, одна из важных особенностей казахстанской президентской системы связана со спецификой взаимной ответственности органов государственной власти Казахстана. Так, по Конституции 1993 г., не только глава Правительства, но и его заместители, руководители ключевых министерств и ведомств могли назначаться Президентом только с согласия законодательного органа. Согласно Конституции 1995 г., согласие Парламента требуется только для назначения на должность
Однако, по новой Конституции, несмотря на то, что Правительство ответственно перед Президентом, полномочия Президента, который не является главой исполнительной власти и находится над всеми тремя ветвями власти, напрямую не связаны с ответственностью за деятельность как членов Правительства, так и в целом всего Правительства. Данная норма характерна уже для полупрезидентской системы правления, и ее наличие в действующей Конституции еще раз подчеркивает специфику президентской формы правления в казахстанском варианте.
Еще одной яркой особенностью казахстанской президентской системы является ее централизованный характер. В условиях унитарности Казахстана, а также имеющихся полномочий у главы государства, Президент страны является ключевой фигурой в
Другой особенностью президентской системы в Казахстане является то обстоятельство, что она обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность их перед народом. Включение указанной нормы в Конституцию 1995 г. вполне может представляться логичным,
Как пишет по этому поводу один из казахстанских исследователей развития института президентства
Таким образом, с принятием Конституции 1995 г. Президент Казахстана был наделен «арбитральными функциями», которые предусмотрены в конституциях ряда европейских стран с президентской формой правления, в частности Франции. На это указывают следующие обстоятельства.
Ученик 4. Наиболее приемлемая форма власти в РК
Проведенный анализ условий и особенностей становления и укрепления президентской власти в Казахстане свидетельствует о том, что эта форма правления, с определенными в перспективе модификациями, является наиболее приемлемой для нашей страны, что продиктовано следующими обстоятельствами.
Первое. Эволюция института президентства в нашей стране, как уже отмечалось, прошла ряд закономерных этапов. В результате становление и укрепление президентской формы правления носили скорее естественный и адекватный характер складывающейся в стране ситуации.
Предпочтительность сохранения президентской формы правления в Казахстане продиктована тем, что она была сформирована на основе особенностей исторического развития нашей страны, специфики ее политической культуры, традиций
Второе. Не вызывает сомнений положение о том, что Казахстан, представляя собой транзитное общество, испытывал острый дефицит сильной, основанной на легитимности и вотуме доверия, полученном от всего населения, президентской институции. Исходя из этого, можно сказать, что становление и укрепление президентской формы правления в Казахстане стало естественной реакцией на «внезапное» возникновение в нашей стране новой формационной парадигмы. Это произошло потому, что с самого начала системных преобразований необходимость в проведении радикальных экономических и политических реформ в общественной жизни породила стремление к утверждению сильной и стабильной государственной власти в лице выборного национального лидера — Президента.
В период
Третье. Необходимость сохранения президентской формы правления в нашей стране продиктована тем, что в рамках нынешней конституционной модели Казахстана президентская власть является институтом обеспечения согласованного функционирования всех ветвей государственной власти и ответственности их перед народом.
Четвертое. Эффективность функционирования президентской формы правления в Казахстане заключается в том, что Президент Казахстана, находясь в пределах
Президентская власть в Казахстане олицетворяет не только силу государственной власти и управления, но и, не в последнюю очередь, ту базу, на которой происходит развитие механизмов саморегуляции ветвей власти, их органичное вплетение в структуру общественной жизни, в глубинные пласты социальной культуры, специфичной для казахстанского общества. В конечном счете в казахстанских условиях президентская форма правления является одной из коренных организационных предпосылок устойчивости всей политической системы страны.
Презентация «Первый президент»
Открыть презентацию | Скачать презентацию |
- 16604 просмотра