Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Асаубаева Гулья Каримовна воспитатель, 1 категория, стаж 18 лет, ясли/сад «Батыр». Казахстан, город Петропавловск |
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
«Познавательное развитие»
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
«Речевое развитие»
1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
2. Активизировать речевую деятельность.
3. Закреплять и расширять словарный запас детей.
4. Воспитывать культуру общения.
«Социально-коммуникативное развитие»
1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Методы и приемы:
1. Словесные: вопросы, художественное слово.
2. Наглядные: иллюстрации.
3. Практические: физминутка, исследование предметов, Д/и «Кому нужен воздух».
4. Словарная работа: невидимый, прозрачный, парашют.
Оборудование: кусок ткани, иллюстрация парашюта, полиэтиленовые пакеты, стаканы с трубочками; посуда (стеклянная: чашка, банка, стакан, пробирка), веера, мыльные пузыри, карточки с изображением живой и неживой природы, картинки символы.
Билингвальный компонент: ауа — воздух, сү — сода, жел — ветер, ыдыс — посуда, тәбіғат — природа,
Ход занятия.
Организационный момент: воспитатель и дети заходят в группу.
Предлагает поздороватся с гостями на казхском, аглийском, и русском языках.
Воспитатель: Ну что все в сборе, мы можем начинать
Встаньте рядышком по кругу
Улыбнемся все друг другу.
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется:
Все: «Доброе утро» «Кайырлы таң»
Воспитатель: Ребята, на адрес нашего детского сада сегодня пришла посылка. Давайте прочитаем что написано на посылке может это не наша посылка.
(дети сами читают адрес)
КАЗАХСТАН
город Петропавловск
улица Попова 44
детский сад «Батыр»
Давайте посмотрим, что в ней. (Из коробки вылетает воздушный шар с запиской) Посмотрите какой красивый шарик, а у него письмо. Я его сейчас прочту.
«Здравствуйте, ребята. Я шарик из страны волшебных воздушных шаров. У нас приключилась беда. Злой волшебник сдул моих друзей. И его злые чары можно победить только, отправившись в нашу страну на волшебном парашюте и разгадать секрет воздуха».
Воспитатель: Друзья мои, давайте поможем нашим шарикам вновь наполниться воздухом.
Игра с воздухом «Парашют».
Воспитатель: (из коробки достается кусок ткани) Посмотрите, какой он легкий, воздушный, воздуху послушный.
Воспитатель: Ребята, что нам поможет надуть наш парашют?
Воспитатель: Смотрите, как парашют наполняется воздухом. (картинка с парашютом). Это и помогает парашютистам медленно и плавно приземляться, и не ударяться о землю.
Давайте встанем все в круг, возьмемся за края и отправимся в путь.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
Воспитатель: Посмотрите ребята вот мы и прилетели в волшебную страну. А зачем мы прилетели в эту страну? Правильно чтобы узнать всё о воздухе.
Предлагает провести опыты с воздухом и узнать свойства воздуха:
Давайте посмотрим по сторонам,
посмотрите вправо,
посмотрите влево,
посмотрите вверх,
посмотрите вниз
Вы видите воздух?
Значит он какой — прозрачный. Мы отмечаем карточкой символом первое свойство воздуха — он невидимый.
А теперь скажите воздух имеет цвет?
Значит какой мы делаем вывод — воздух бесцветный тоже отмечаем это карточкой с символом — он бесцветен.
Давайте понюхаем воздух, чем пахнет воздух?
Значит воздух не имеет запаха — отмечаем это карточкой с символом — он не имеет запаха
А сейчас попробуйте вкус воздуха, откройте рот и поводите языком, есть вкус у воздуха?
Мы делаем вывод что у воздуха нет вкуса, отмечаем это карточкой с символом — он не имеет вкуса.
А теперь я вам предлагаю узнать где находится воздух.
1 опыт. Дети подходят к столу со стаканами с водой и трубочками
Воспитатель предлагает детям подуть в трубочки — образуются водяные пузыри.
Как образовались эти пузыри? (с помощью воздуха)
Значит в человеке есть воздух.
2 опыт. Есть ли у воздуха форма.
Воспитатель берет чашку с водой, показывает маленького водолаза на деревянном плату.
Показывает детям пустую банку, затем опускает банку на водолаза.
Обращает внимание что внутри банки воды нет (воздух вытеснил воду из банки).
— посмотрите ребята водолаз наш остался сухим, как вы думаете почему?
Потому что воздух находился в банке и не дал воде водолазу утонуть.
3 опыт. Давайте попробуем выпустить воздух.
Воспитатель опрокидывает стакан в чашку с водой, затем один край стакана приподнимает. Воздух выходит пузырями на поверхность.
Затем это же предлагает сделать с пробиркой.
Игра детей с полиэтиленовыми мешочками «Поймай воздух»
(дети с мешками ловят и задерживают воздух в мешочке, определяют кто больше поймал воздуха)
— из этого мы делаем вывод что воздух принимает различные формы
Сначала он был в банке, потом в стакане, в пробирке, в мешочке.
Вывод — отмечаем это карточкой с символом — он не имеет формы.
4 опыт. Воспитатель предлагает детям перейти к другому столу, (на столе лежат веера)
— Ребята возьмите веера и помашите им на себя.
Что вы почувствовали?
Правильно ветер, а что такое ветер?
Правильно это движение воздуха.
Помашите и остановитесь, чувствуете сейчас движение воздуха?
А почему вы не чувствуете движение воздуха?
Правильно потому что вы не создаёте движения.
Значит делаем вывод что воздух движется, отметим и это карточкой символом.
А хотите услышать воздух, возьмите дудочки и подуйте в них.
А почему воздух за звучал?
Правильно вы создали движение воздуха, когда дули в дудку воздух за звучал.
5 опыт. Воспитатель предлагает перейти к другому столу, на столе дети находят мыльные пузыри.
Воспитатель спрашивает, что это, для чего они нужны?
Как надувают пузыри? (вызывает одного ребенка тот показывает, как это надо делать).
Дети играют с мыльными пузырями.
Затем воспитатель останавливает их (дети закрывают пузыри).
А как получились у вас такие красивые пузыри (дети объясняю, что движение воздуха помогает надувать пузыри)
Какую форму принял воздух в пузырях?
Почему летают пузыри?
Значит какие они по весу?
Правильно легкие и воздух какой тоже какой? — легкий.
Значит делаем вывод, что воздух — легки и отмечаем это карточкой символом.
Посмотрите ребята на доску, как много мы узнали про воздух.
Мы узнали, что воздух (дети перечисляют: невидимый, без цвета, без запаха, без вкуса, без формы, может двигаться, легкий).
Физминутка
Топ, топ басайық
Алақаңды соғайық
Бір отырып
Екі түрұп
Үш айналып түрайық
Физминутка:
Ветер тихо клён качает
В право влево наклоняет
Раз наклон
Два наклон
Зашумел листвой он
Д/и «Кому нужен воздух»
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, кому еще нужен воздух для жизни? Молодцы, вы много знаете. А сейчас давайте поиграем. Я вам раздаю карточки. (Раздаются карточки с изображением живой и неживой природы) Посмотрите на них внимательно. Перед вами два мольберта. На одном изображен воздух, на втором его нет. А сейчас я вас хочу попросить прикрепить ваши картинки по очереди на один из мольбертов и объяснить свой выбор.
Воспитатель: Мы с вами определили, что воздух нужен для жизни растениям, животным, насекомым, рыбам, морским обитателям, пресмыкающимся, человеку. Это все живая природа. А то, чему воздух для жизни не нужен называется неживая природа. Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому.
Воспитатель: Заносит воздушные шары. Посмотрите, ребята, наши шарики все наполнились воздухом. В благодарность за нашу помощь волшебная страна дарит нам вот эти воздушные шары.
Вот и настало время возвращаться нам обратно. Давайте встанем с вами в круг и надуем наш парашют.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
Итог:
Воспитатель: Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Ребята, вы все прекрасно потрудились и узнали много нового и полезного о воздухе.
- 5530 просмотров