Метод мини-проектов, как способ формирования ключевых компетенций у учащихся начальных классов
Маркина Елена Васильевна учитель начальных классов ГУ Средняя общеобразовательная школа № 43 г. Павлодар |
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития».
(Л. С. Выготский )
Тенденции изменения общей ситуации образования, совпадают с общими принципами реформирования в мире. Это: усиление внимания к личности как высшей социальной ценности общества (гуманизация), создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника (дифференциация), создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов.
Процесс обучения сегодня должен давать результат, ориентированный на будущее, определять стратегию всей последующей жизни ребенка. Образованный человек в современном обществе это не только человек вооруженный знаниями, но умеющий добывать эти знания, для решения стоящих перед ним проблем, умеющий применять эти знания в любой ситуации, умеющий адаптироваться в меняющихся условиях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным. То есть речь идет о формировании у школьника ключевых компетенций. А школа и учитель в первую очередь должны создавать условия для их формирования.
Начальная школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, поскольку впервые ведущей деятельностью становится учебная деятельность. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько младший школьник овладеет способами учебной деятельности,
Очевидно, что даже самые интересные уроки, в которых используется прекрасный иллюстрационный материал, но проводимые по одной и той же схеме в течение длительного времени, будут эмоционально утомительны.
Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Кроме того, активно используются и различные педагогические технологии в рамках
Проектная деятельность создает на уроке стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательности, в которой учитель с учениками выступает в роли партнеров, единомышленников, соавторов. В данном случае главная задача педагога не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать», а организовать совместную работу, совместный поиск. Проектный метод может с успехом использоваться как фрагмент урока, так и урок, полностью посвященный реализации проекта. Причем, использование этого метода нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.
Можно использовать метод проектов на
Речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по методу проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована. Но, тем не менее, такой опыт имеется.
Главными целями введения этого метода в начальную школу являются: развитие интереса к предмету, приобретение исследовательского опыта, развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории, развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах
Метод проектов имеет следующие характеристики: личностно ориентированная направленность; деятельностный метод обучения; обучение взаимодействию в группе;
построение на принципах проблемного обучения; здоровьесбережение; развитие умения самовыражаться (рефлексия); формирование навыков самостоятельной деятельности; реализует принцип связи обучения с жизнью, воспитание целеустремленности, толерантности, индивидуализма, коллективизма, ответственности, инициативности, творческого отношения к делу.
Структура
- Организационный момент (тема проекта, цель)
- Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач.
- Работа с информацией, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме.
- Физкультминутка.
- Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению.
- Презентация готового продукта проектной деятельности.<
- Рефлексия.
- Домашнее задание (обычно творческого характера)
При организации
Задачи групповой работы:
- активизация познавательной деятельности;
- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его;
- развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание
и т. д. ); - совершенствование межличностных отношений в классе.
Учитель, работающий с малыми группами, может: контролировать, организовывать, оценивать работу учеников, участвовать в работе группы, предлагать участникам разные варианты решений, выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
Условия, необходимые для успешной организации
Четкое соблюдение времени; групповая форма работы; достаточно накопленный объем оперативной информации учащихся по проблеме проектирования;
Грамотная постановка проблемы соответствующая условиям проектной деятельности.
В ходе работы над
«В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово — за ребенком, последнее — за учителем».
В результате работы над проектом каждый ребенок получает возможность личностного роста и развития, что актуально для каждого педагога и образования в целом. Проектная деятельность помогает увидеть не только внешний, но и внутренний результат — бесценное достояние учащегося. Ребенок делает открытие прежде всего для себя, и утверждать, что оно должно быть значимо для всех, ошибочно.
В чем мы преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.
- 15746 просмотров