Метод проектов в моей педагогической практике
Чернова Татьяна Валерьевна учитель истории и социально-политических дисциплин I категории, КГУ «Средняя школа № 3 села Пионерское» акимата Осакаровского района, Карагандинской области, педагогический стаж 21 год |
Введение
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования, как отмечает И. С. Сергеев, не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно — ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения [10]. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые обеспечивали:
- активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развитие в первую очередь общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;
- формирование не просто умений, а компетенций, т. е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности;
- приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализацию принципа связи обучения с жизнью.
Ведущее место в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Из истории метода проектов
Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952 гг).
Обучение в школе основывалось на идее о том, что знание является побочным продуктом деятельности. То, что изучалось, должно быть полезным, значимость каждого элемента была встроена в саму систему. Школа представала как активная жизнедеятельность в настоящем, а не подготовка к будущему [7]
Метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности [10].
В России, в начале ХХ в. большое значение методу проектов уделял С. Т. Шацкий. По его мнению, индивидуальный подход в обучении заключался в том, что здесь можно «...нащупать для каждого ученика в отдельности наиболее целесообразный для него темп и способ работы».
Развитие метода проектов в школах России связано с именами таких педагогов, как В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев и другие.
Метод проектов, по мнению педагогов 1920-х гг., вносит разнообразие в учебную работу, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию у учащихся инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств и т. д. В 20-х гг. XX в. метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода проектов в Советской России В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Содержания учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей, (например, проект «Поможем нашему заводу-шефу выполнить промфинплан»). Между тем, однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился. Данный факт послужил основанием для Постановления ЦК ВКП (б) 1931 года «О начальной и средней школе», согласно которому метод проектов был осужден, и в дальнейшем, к сожалению, в практике советской школы не применялся.
Метод проектов в системе отечественного школьного образования возродился в начале 90-х годов прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. В большей степени он применялся в процессе обучения учащихся иностранному языку.
Классификация проектов
Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е. С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». В системе школьного образования была принята определенная типология проектов, классифицируемых Е. С. Полат по доминирующей деятельности учащихся:
- практико-ориентированный (результат деятельности: документ по истории, биологии, проект закона, словарь школьной лексики, проект школьного зимнего сада и т. д.);
- исследовательский (должны быть продуманы структура, цель, актуальность, задачи, гипотеза.);
- информационный (сбор информации, статья, реферат, репортаж, доклад.);
- творческий (сценарий праздника, спектакль, стенгазета, план сочинения.);
- ролевой проект (ролевые игры).
С введением в 1993 году в базисный учебный план образовательной области «Технология» метод проектов вошел в ее состав, в форме самостоятельного раздела «Основы проектирования».
В образовательной области «Технология» В. Д. Симоненко классифицирует проекты по их содержанию:
- интеллектуальные (вносящие изменения в существующие конструкции, способы, программы для ЭВМ, дизайн интерьера, любых изделии; при этом особые надежды связываются с присущим молодым неожиданным, нестандартным взглядом на существующее положение вещей);
- материальные (подразумевается изготовление инструментов, приспособлений, наглядных пособий, средств малой механизации и автоматизации, изделия художественно-прикладного и технического творчества учащихся);
- экологические (осуществление экспертной оценки воздушно-газовой среды, состояния водоемов и почв, распространение эрозии и облесения; изучение возможности сбора и использования вторичного сырья, регенерации различных пластполимеров, применение этих материалов для изготовления объектов труда учащихся);
- сервисные (накопление, подбор, оформление и представле6ние информации);
- комплексные, включающие интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие [3].
Также проекты можно классифицировать по количеству учащихся:
- личностные;
- парные;
- групповые.
По продолжительности работы:
- краткосрочные (до одной недели);
- средней продолжительности (от недели до месяца);
- долгосрочные (от четверти до года).
Этапы работы над проектом
Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя.
1. Поиск социально-значимой проблемы — одна из наиболее трудных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися — проектировщиками.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков, ответственных.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками (участником) проектной группы.
Этот аспект идентифицирует деятельность по разработке проекта с профессиональной деятельностью любого специалиста.
4. Результатом работы над проектом, выходом проекта, является продукт.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, т. е. проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
По мнению И. С. Сергеева проект — это «пять П»:
Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Портфолио (папка) проекта — подборка всех рабочих материалов проекта.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт [10].
Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру, которая может быть представлена в виде укрупненной циклограммы проведения проекта.
Циклограмма проведения проекта
Этапы деятельности |
Постановка проблемы |
Выдвижение гипотез — путей решения проблемы |
Планирование деятельности по реализации проекта |
Подготовка продук та |
Выбор формы презентации |
Подготовка презентации |
Презентация |
Самооценка и самоанализ |
Сроки |
|
|
|
|
|
|
|
|
Долгосрочный gроект |
|
|
|
|
|
|
|
|
Структура проекта включает в себя:
- Аргументацию актуальности принятого исследования (необходимо дать обоснование значимости выбранной темы);
- Проектная проблема (следует определить противоречие). Противоречие может быть между знанием и незнанием, новыми фактами и существующими научными теориями и т. д. Из противоречия вырастает проектная проблема. Термин «проблема», от греческого задача, знание, понимается в науке как теоретический или практический вопрос, как нечто неизвестное в известном. Проблема формулируется как правило в виде вопроса, и выступает как констатация имеющихся на данный момент знаний по интересующему вопросу. Например, какие условия необходимо создать, какой комплекс мер нужно применить, чтобы снять противоречия. В стратегии научного исследования гораздо сложнее найти проблему, чем ее решить. Так как для поиска требуется творческое мышление, а для решения только умение;
- Цель (образ будущего). Фактически проблема перерастает в цель ее научного изучения. Так как в ходе творческого поиска исследователь, разработчик пытается создать ту систему мер, или те опытные условия, которые позволят разрешить выявленную проблему. Пытаясь определить цель разработчик должен ответить себе на вопрос: Что я предполагаю получить по итогам проектирования (исследования). Цель формулируется в одном предложении с помощью следующих глаголов: выявить, выяснить, сформулировать, создать, обосновать, определить разработать.
- Определение предмета и объекта. Объект — это содержание, которое будет проектироваться. Объектом исследования в педагогике является та область педагогической действительности, в рамках которой находиться и предмет исследования. Значит предмет — это сторона, компонент, аспект объекта. Как правило, объект больше предмета или может быть равен ему, но ни как не меньше.
- Определение темы. Формулировка темы должна содержать в себе предмет исследования. Продумывая тему исследователь опирается а накопленные им в результате собственной педагогической деятельности, размышлений по материалам научных источников, касающихся исследования;
- Формулирование гипотезы (проектной идеи). Гипотеза — это предположительный ответ на вопрос сформулированный в проблеме. Это описание продвижения к цели. Это развернутое предположение. Это своеобразное исследование в уме, одна из форм теоретического мышления. Это описание условий, за счет которых достигается цель. В гипотезе органично сливаются два момента. Выдвижение некоторых положений и последовательное их логическое доказательство. Как правило, гипотеза имеет вид сложноподчиненного предложения. Первая часть содержит «Если» содержит формулировку условий, которые предполагается создавать для разрешения заявленной проблемы. Вторая часть «ТО» — показывает предположительный результат. Третья часть «Так как, или потому что» — теоретическое обоснование причины того, почему условия заявленные в первой части дадут данный результат. Например, «Если содержание занятий направить на удовлетворение запросов и образовательных потребностей, то это будет способствовать развитию познавательной активности учащихся, что в свою очередь может сформировать потребность к обучению самим добывать знания, так как, познавательная активность возникает лишь при условии соответствия содержания процесса обучения запросам образовательных потребностей учащихся».
- Формулирование задач (это последовательное доказательство выдвинутой гипотезы. Задачи — это цель раздробленная на шаги). Задачи следует различать на:
1. Теоретические (раскрывает сущность изучаемого явления (изучить, прочитать, ознакомиться));
2. Теоретико-прикладные;
3. Прикладные (раскрывая которую исследователь разрабатывает формы и методы руководства изучаемым явлениям). Разрешая задачи исследователь подтверждает заявленную гипотезу.
На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов?
По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы.
Первая группа — это предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся. Ведущую роль в логике построения учебного процесса на этих предметах занимает содержание обучения. Систематическое построение учебной программы — условие высокого качества знаний «на выходе» — диктует жесткий отбор форм и методов обучения. В обыденном сознании это «серьезные» предметы, такие как: родной язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика [10]. На уроках этой группы предметов чаще всего, как показывает педагогическая практика, разрабатываются исследовательские проекты, так как приоритетной в проекте является исследовательская деятельность, направленная на исследование проблемы и констатацию факта, или исследование-доказательство каких-то параметров, закономерностей.
В ходе проектной деятельности учащиеся расширяют знания содержания изучаемых предметов, формируют навыки исследовательской деятельности, подходы к решению проблем в границах изучаемого предмета.
Большую поддержку проектно-исследовательской деятельности и трансформации ее результатов в социально-значимый продукт, имеющий презентабельный вид, средствами информационно-коммуникационных технологий разработали американские ученые из Института компьютерных технологий (русифицированная версия программы «Intel Обучение для будущего при поддержке Microsoft», опубликована в 2004 году). Главным в обучении программе, является освоение учителями проектно-исследовательского метода. По ходу изучения программы слушатели работают над учебным проектом, где особое внимание уделяется познавательным интересам и потребностям учащихся, которые в рамках разработанного проекта проводят свои собственные исследования. В процессе разработки проекта формируется учебно-методический пакет (УМП), состоящий из информационных, методических и дидактических материалов для последующего использования на уроках и во внеурочное время [12].
Наибольшую ценность по этим предметам представляют межпредметные проекты, реализуемые во внеклассной деятельности, так как формируют опыт решения комплексных проблем, имеющих социальную значимость.
Вторая группа предметов, как предполагает И. С. Сергеев, ориентирована на формирование компетентностей: гражданской, информационной, коммуникативной и других. По его мнению, эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: иностранные языки, информатика, ИЗО, технология, граждановедение, экология. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся [10].
В концептуальных подходах к современной трудовой подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что это гибкая модель организации учебного процесса, начиная со 2 класса и по 11, будет воспитывать у молодежи такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости целеустремленности [2].
Метод проектов на уроках истории
Ряд журнальных статей на страницах «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе» дает основание говорить о том, что организация проектной деятельности становится актуальной и для преподавания истории.
«В своей педагогической практике на уроках истории мы чаще всего используем такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По своему содержанию проекты в значительной мере межпредметны, т. к. интегрируют знания по истории, литературе, искусствознанию», — говорит Г. А. Кропанева, преподаватель истории гуманитарной гимназии (город Киров), заслуженный учитель России.
В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся.
Курс истории Древнего мира позволяет заниматься не только персоналиями (тема «Герои Эллады»), но и обращаться к культурным феноменам («Семь чудес света»). На уроках по истории средних веков работа над проектами в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Небольшие по объему исследования о персонажах или явлениях сводятся в коллективный труд «Средневековый город и его обитатели». В данном случае информационные сообщения могут составить сборник или стать основой для ролевой игры, лечь в основу дискуссии. Большую помощь в подборке материала может оказать газета «История», где учащиеся могут найти самые разнообразные материалы для своих докладов, чтобы затем свести их на занятии воедино. Каждый проект соотносится с определенной темой и может разрабатываться в течение одного, нескольких уроков, четверти или учебного года. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о жизни исторических личностей, создавать собственный журнал, готовить макеты, рисунки, коллажи, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики, диаграммы и т. д. Краеведческие проекты возможны на уроках повторения и обобщения, в качестве домашнего задания и мини-проектов на уроках истории Отечества.
И. С. Сергеевым описан интересный опыт проведения в школе проектной недели. Подготовка к ней длится весь год по определённому плану, нарушение которого, может грозить срывом всей проектной недели. Заканчивается проектная неделя конкурсом проектов. В нашей школе итогом проектной деятельности за учебный год может стать школьная конференция.
С методической точки зрения, желательно, чтобы у каждого учащегося перед началом работы был своеобразный путеводитель (памятка), примерно такого вида:
Памятка для учащегося
Ты собираешься идти по пути проектирования. Большинство предметов, окружающих нас, прошли этот процесс.
1. Осознание нужд или проблем
Нужды начинаются там, где ты стоишь. Где бы ни появились люди, появляются проблемы, требующие решения. Твоя проблема должна быть оформлена в виде краткого описания. Оно должно четко формулировать то, что ты собираешься делать.
2. Исследование и развитие идей
Следующий шаг — найти как можно больше информации по твоей проблеме. Необходимо записывать все, что, на твой взгляд, может помочь тебе. Включай эскизы, диаграммы, пометки.
Подумай о:
- времени — как долго ты будешь решать эту проблему?
- материалах — какие материалы имеются в твоем распоряжении?
- стоимости — сколько это будет стоить?
- функциях — для выполнения каких функций нужен данный объект?
- внешнем виде — как он будет выглядеть?
Развивая свои идеи — помни, что простые идеи — часто лучшие идеи.
3. Планирование и изготовление
Сейчас ты должен составить план, как ты собираешься решить данную проблему.
Запиши порядок своей работы. Тщательно подумай, сколько времени необходимо тебе, какое оборудование понадобится.
4. Испытание и оценка
Решил ли ты проблему? Подумай об этом и спроси других людей. Может тебе необходимо произвести изменения в твоем проекте или, может быть, начать все заново? Очень небольшое количество дизайнерских решений безупречно, всегда есть путь для улучшения!
В качестве «портфолио» проекта выступает пояснительная записка, имеющая следующую структуру:
1. Обоснование выбранной темы учебного проекта: объяснение выбора темы, ее актуальность, значимость проекта.
2. Теоретическое обоснование: определение необходимого объема знаний, умений и навыков для выполнения проекта, рассматривается несколько возможных идей и объясняется выбранное решение проекта.
3. Историческая справка: сообщаются краткие сведения исторического характера по тематике учебного проекта.
4. Графика: предполагает изображение эскиза изделия и его чертежа с обозначенными размерами.
5. Технологическая карта: отражает технологию изготовления (последовательность операций, их графическое изображение и используемое оборудование).
6. Экологическое обоснование: определяются правила безопасного труда, объясняется экологическая безопасность технологий изготовления и использования изделия, использование вторичного сырья и т. п.
7. Рассчитываются экономические и финансовые затраты, определяется назначение изделия, разрабатывается (при необходимости) реклама изделия.
8. Библиографический список: сообщает, из каких источников и литературы использовалась информация для выполнения проекта.
Как показала педагогическая практика в последние годы презентация проекта сопровождается компьютерной презентацией.
Заключение
Введение профилированной старшей школы с 2005-2006 учебного года, с обучением детей, сделавших свой выбор, имеющих стимул и соответствующий потенциал, предполагает новый уровень освоения знаний, развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Метод проектов в этой ситуации занимает особое место, как основной вид учебной деятельности.
Приоритет самостоятельности и субъектности индивида в современном мире требует укрепления общекультурного фундамента образования, развития умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социальных, экологических и других задач и разумного нравственно-целесообразного преобразования действительности. Востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Ученик должен осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.
Совершенно очевидно, что метод проектов открывает перед каждым, школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность. Проще говоря, школьнику представляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника — обучаемого. И, самое важное: вся деятельность школьника ориентируется на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Он сам разделяет ответственность за собственное развитие, уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем [11].
Одной из задач предпрофильной подготовки является определение приоритетного для учащегося профиля обучения на старшей ступени обучения или выбора дальнейшего образовательного маршрута в системе начального или среднего профессионального образования. С этой целью вводятся элективные курсы, определяющие склонность и способность к предметной или профессиональной деятельности. Время реализации элективного курса 8-16 часов, что определяет применение эффективной технологии и организации процесса обучения. Наиболее целесообразным является построение процесса обучения этим курсам в русле проектной методики, т. к. она предполагает мотивированное освоение содержания, планирование, проектирование и выполнение необходимой деятельности, заканчивающееся реальным, социально-значимым результатом. Результат деятельности представляется учащимся аудитории и в процессе презентации он самостоятельно может оценить (отрефлексировать): смог ли он выполнить эту деятельность, полностью ли он выполнил эту деятельность и качество выполнения этой деятельности по сравнению с другими.
Выводы: Говоря о методе проектов в целом, о его значении с философской точки зрения, можно привести представление американского философа Маргарет Мид о трех типах культуры:
- постфигуративной, где дети учатся, прежде всего, у своих предшественников;
- конфигуративной, где дети и взрослые учатся у сверстников;
- префигуративной, где взрослые учатся также у своих детей [4].
Примитивные общества постфигуративны, а в префигуративный период, как надеялась М. Мид, мы вступаем сейчас и метод проектов — это технология, которая позволяет объединить все три типа культуры.
Презентация «Эффективность использования метода проектов на уроках истории и обществознания» |
Открыть презентацию |
Литература
1. Кальней В. А. и др. «Структура и содержание проектной деятельности». — ж. Стандарты и мониторинг в образовании № 4, 2004г. с.21-26.
2. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом.- М.: ACADEMA, 2002, с.251.
3. Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя / Под ред. В. Д. Симоненко. — Брянск, Ишим, 1998.
4. Мид М. Культура и мир: Избранное произведение / Пер. с англ.- М.: Наука, 1988
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Под редакцией Е. С. Полат. — М.: Издательский центр Академия, 1999г.
6. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.- М.: Аркти, 2003, с.6.
7. Рогачева Е. Ю. Педагогическое творчество Дж. Дьюи в чикагский период.- ж. Педагогика № 5, 2004г., с.90-96)
8. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании /Сост. Н. Н. Кузьмин.- Антология педагогической мысли: В 3 т. — М., 1989. —Т.2.Рязанова В. Н. Метод проектов — приоритетная технология обучения в профильной школе /Современные системы и технологии обучения. Сб. мат. обл. науч.-практ. конф.-Тамбов: ТОИПКРО, 2004, с122-125.
9. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4
10. Чистякова С. Н. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. — 2003.-№ 3. −101с.
11. Intel «Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. — 4-е изд. испр. — М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2004.
- 21317 просмотров