9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Методический доклад: «Учебник — неизменная основа урока»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Божко Татьяна Ивановна учитель истории высшей категории средней школы № 1 села Фёдоровка Теректинского района Западно-Казахстанской области

Казахстанские учебники будут меняться один раз в 4 года | Фото с сайта news.headline.kz

Средства обучения — это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т. д. Средства обучения делятся на основные и неосновные.

К основным средствам обучения относятся:

1) школьный учебник
2) учебные материалы, дополняющие учебник (справочники, словари)
3) наглядные пособия различных типов.

Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только для отдельных его сторон, например, раздаточный материал, диапозитивы, слайды, контурные карты, трафареты и т. д. Но базой учебного процесса, основным средством обучения был и остаётся, конечно, учебник.

Школьный учебник — это специальная книга, излагающая основы научных знаний по предметам, предназначенная для достижения учебных целей.

Основными функциями учебника являются:

Информационная, трансформационная, систематизирующая и воспитательная. В нем даются знания (информационная функция), представленная в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом все материалы учебника направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни (воспитательная функция).

Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов и навыков учебной деятельности.

Учебник предназначен и для учащихся и для учителя.

Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями.

Для учителя — это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на различных этапах освоения материала. Следует иметь в виду, что при этом доля самостоятельной деятельности учащихся постепенно увеличивается. А перед учителем стоит задача — сделать работу по анализу материалов для наблюдений более разнообразной. Для этого необязательно ограничиваться теми вопросами и заданиями, которые есть в учебнике, — можно использовать новые с учетом развития познавательной активности учащихся.

Образцы таких заданий:

  • работа с учебным материалом, составление индивидуального опорного конспекта, схем, таблиц;
  • самостоятельно разобраться в материале и привести свои примеры, аналогичные данным;
  • разобраться в материале параграфа и дать дополнительные вопросы;
  • найти то, о чем не говорили на прошлых уроках;
  • отметить то новое, что узнали по сравнению с имеющимися знаниями;
  • составить план ответа параграфа;
  • сопоставить материалы двух параграфов и составить общий план их пересказа и т. п.

В теоретической части учебника содержится материал различной степени сложности; материал для ознакомления с определенной информацией в рамках данной темы; теоретические сведения, требующие осмысления, а не запоминания; материал для обязательного заучивания; сведения, имеющие сугубо практическое значение. В связи с этим учителю представляется возможность по разному использовать теоретические сведения в работе со школьниками, учитывать их интересы и способности на этапе анализа явлений, формирования выводов и обобщений. Сильным учащимся предлагают вопросы и задания для самостоятельной работы, задания повышенной сложности.

Учащимся, не умеющим быстро переключить внимание с одного материала на другой, предлагается работа, требующая активизации мышления и памяти по отношению только к одной группе фактов.

Таким образом, и теоретические, и практические материалы учебников дают возможность дифференцировать их по степени важности, сложности, значимости, учитывать индивидуальные способности школьников в процессе формирования умений и навыков.

Методический аппарат учебников.

В действующих учебниках заложена определенная методическая система, понимание которой дает учителю возможность оптимально и эффективно решать стоящие перед ним учебные задачи. Избранный авторами способ предъявления информации (индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дедуктивный) ориентирует учителя на выбор соответствующего метода объяснения темы. Так, если в учебнике предлагается индуктивный путь познания нового, то учитель использует эвристические методы работы со школьниками. Если тема излагается дедуктивно, то в процессе объяснения учитель избирает один из объяснительных методов. Учебник, таким образом, оказывает учителю помощь в решении важнейшей методической задачи.

Эффективные приемы и формы работы с учебником на уроке:

  • самостоятельное ознакомление учащихся с материалом выделение ключевых материалов, фактов
  • поиск в учебнике ответов на вопросы учителя
  • пользование справочным материалом учебника
  • работа по памяткам
  • работа со схемами, таблицами
  • чтение текста
  • нахождение в тексте ответа на вопрос
  • чтение с пометками
  • чтение, деление на части, составление плана
  • составление рассказа, сочинение по рисунку
  • чтение сносок
  • работа с терминами.

На данное время имеются многообразные программы анализа открытых уроков. Одна из таких программ основана на анализе применения и использования на уроке учебника.

Программа наблюдения к открытому уроку:

1. Была ли на уроке организована работа с учебником.
2. Сколько времени она занимала.
3. На каких этапах урока использовался учебник.
4. Подготовлена ли она предшествующими этапами работы.
5. На какой характер деятельности она рассчитана:

  • репродуктивный
  • частично-поисковый
  • исследовательский

6. Формы организации:

  • групповые
  • индивидуальные

7. Эффективно ли подведены итоги работы учащихся с учебником.
8. Какие умения формирует учитель на уроке.

Использованный источник: https://bibl.tikva.ru/base/B358/B358Chapter1-4-9.php

Категория: