Методический доклад: «Учебник — неизменная основа урока»
Божко Татьяна Ивановна учитель истории высшей категории средней школы № 1 села Фёдоровка Теректинского района |
Средства обучения — это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять
К основным средствам обучения относятся:
1) школьный учебник
2) учебные материалы, дополняющие учебник (справочники, словари)
3) наглядные пособия различных типов.
Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только для отдельных его сторон, например, раздаточный материал, диапозитивы, слайды, контурные карты, трафареты
Школьный учебник — это специальная книга, излагающая основы научных знаний по предметам, предназначенная для достижения учебных целей.
Основными функциями учебника являются:
Информационная, трансформационная, систематизирующая и воспитательная. В нем даются знания (информационная функция), представленная в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом все материалы учебника направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни (воспитательная функция).
Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов и навыков учебной деятельности.
Учебник предназначен и для учащихся и для учителя.
Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями.
Для учителя — это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на различных этапах освоения материала. Следует иметь в виду, что при этом доля самостоятельной деятельности учащихся постепенно увеличивается. А перед учителем стоит задача — сделать работу по анализу материалов для наблюдений более разнообразной. Для этого необязательно ограничиваться теми вопросами и заданиями, которые есть в учебнике, — можно использовать новые с учетом развития познавательной активности учащихся.
Образцы таких заданий:
- работа с учебным материалом, составление индивидуального опорного конспекта, схем, таблиц;
- самостоятельно разобраться в материале и привести свои примеры, аналогичные данным;
- разобраться в материале параграфа и дать дополнительные вопросы;
- найти то, о чем не говорили на прошлых уроках;
- отметить то новое, что узнали по сравнению с имеющимися знаниями;
- составить план ответа параграфа;
- сопоставить материалы двух параграфов и составить общий план их пересказа
и т. п.
В теоретической части учебника содержится материал различной степени сложности; материал для ознакомления с определенной информацией в рамках данной темы; теоретические сведения, требующие осмысления, а не запоминания; материал для обязательного заучивания; сведения, имеющие сугубо практическое значение. В связи с этим учителю представляется возможность по разному использовать теоретические сведения в работе со школьниками, учитывать их интересы и способности на этапе анализа явлений, формирования выводов и обобщений. Сильным учащимся предлагают вопросы и задания для самостоятельной работы, задания повышенной сложности.
Учащимся, не умеющим быстро переключить внимание с одного материала на другой, предлагается работа, требующая активизации мышления и памяти по отношению только к одной группе фактов.
Таким образом, и теоретические, и практические материалы учебников дают возможность дифференцировать их по степени важности, сложности, значимости, учитывать индивидуальные способности школьников в процессе формирования умений и навыков.
Методический аппарат учебников.
В действующих учебниках заложена определенная методическая система, понимание которой дает учителю возможность оптимально и эффективно решать стоящие перед ним учебные задачи. Избранный авторами способ предъявления информации (индуктивный, дедуктивный,
Эффективные приемы и формы работы с учебником на уроке:
- самостоятельное ознакомление учащихся с материалом выделение ключевых материалов, фактов
- поиск в учебнике ответов на вопросы учителя
- пользование справочным материалом учебника
- работа по памяткам
- работа со схемами, таблицами
- чтение текста
- нахождение в тексте ответа на вопрос
- чтение с пометками
- чтение, деление на части, составление плана
- составление рассказа, сочинение по рисунку
- чтение сносок
- работа с терминами.
На данное время имеются многообразные программы анализа открытых уроков. Одна из таких программ основана на анализе применения и использования на уроке учебника.
Программа наблюдения к открытому уроку:
1. Была ли на уроке организована работа с учебником.
2. Сколько времени она занимала.
3. На каких этапах урока использовался учебник.
4. Подготовлена ли она предшествующими этапами работы.
5. На какой характер деятельности она рассчитана:
- репродуктивный
частично-поисковый - исследовательский
6. Формы организации:
- групповые
- индивидуальные
7. Эффективно ли подведены итоги работы учащихся с учебником.
8. Какие умения формирует учитель на уроке.
Использованный источник: https://bibl.tikva.ru/base/B358/
- 24147 просмотров