Сценарий мастер-класса «Как использовать стратегии формативного оценивания в процессе обучения»
Ковтун Инесса Ивановна, тренер 3 (базового) уровня Программы повышения квалификации учителей РК, руководитель Центра уровневых программ филиала АО «НЦПК «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по городу Астана |
Целью мастер-класса являлось развитие понимания учителей по интегрированию стратегии формативного оценивания в процесс обучения.
Задание 1. Индивидуальная работа: стратегия «Письмо другу» по теме «Что значит оценивание в учебном процессе»
Участники пишут письмо, затем становятся в круг и передают письмо, по сигналу приступают к чтению письма, оказавшегося в данный момент в руках. Данное действие продолжается несколько раз.
Демонстрация применения приема формативного оценивания.
Стратегия «Поднятый палец»: после объяснения задания, для выяснения степени понимания хода его выполнения, предлагается:
• Кто понял задание или может объяснить задание, направьте большой палец руки вверх.
• Кто еще не понял задание, направьте большой палец руки в сторону.
• Кто еще не может сказать, что ясно понял задание, помашите рукой.
По полученным ответам необходимо организовать объяснение задания через тех участников, которые хорошо поняли задание.
Применяя техники формативного оценивания после каждого задания, необходимо обратить внимание участников к теме для привития навыков использования этих техник.
Задание 2. Групповая работа: каждая группа должна ответить на следующие вопросы:
1. Какова цель оценивания?
2. Какой этап урока отводится для оценивания?
3. Привести примеры.
1-2 группа: Особенности суммативного оценивания
3-4-группа: Особенности формативного оценивания
Вид оценивания _____________________________________:
Цель оценивания |
Время, отведенное на уроке для оценивания |
Привести примеры |
Что должен знать и уметь делать учитель при применении этого вида оценивания в своей педагогической деятельности? |
|
|
|
|
А) Заполнение таблицы в малых группах.
В) Презентация и обсуждение результатов работы.
Примечание: Заполняются три столбца первой таблицы. Обсуждение с группой, затем коррекция, после коррекции заполняется четвертый столбец.
Резюме тренера: учитель должен научиться:
• ставить цели урока с позиции ученика, и чтобы цели были понятными, доступными для детей, а для реализации целей урока определять критерии оценивания, и на доступном языке объяснять детям эти критерии;
• разрабатывать критерии оценивания ученических работ и знакомить учащихся; проверять работы учеников, класса, группы;
• анализировать результаты;
• ставить отметки (необходима обратная связь для того, чтобы осуществилось суммативное оценивание, формативное оценивание).
• применять в учебном процессе все виды оценивания.
Демонстрация применения приема формативного оценивания.
Прием «20 секунд». Участникам задается вопрос: «Какой шаг должен последовать после анализа результата?» После того как задали вопрос, дайте возможность на обдумывание ответа не менее 20 секунд, а затем начните заслушивать ответы.
При применении этого приема все участники будут иметь возможность обдумать свои ответы. В процессе обучения учитель после того, как задаст вопрос, сразу начинает заслушивать ответы. Поэтому только 4-6 учеников, которые быстро умеют думать, могут найти ответ на поставленный вопрос и невозможно всех учеников вовлечь в процесс обдумывания ответа.
Примечание! Ответы участников могут быть разными. Но независимо от правильных или неправильных ответов должен задавать следующие вопросы: «Почему? Как? Каким образом?» Этот шаг проводится для определения уровня понимания участниками темы и оценивания.
Резюме тренера: формативное оценивание, направленное на улучшение результатов достижений учащихся, является основой эффективного обучения. Специалисты формативного оценивания П. Блек и Д. Уильям отмечают 5 компонентов формативного оценивания:
1. Обеспечение результативной обратной связи учащимся;
2. Активное участие в учебном процессе самого ученика;
3. Внесение корректив в процесс обучения с учетом результатов оценивания;
4. Оценивание оказывает глубокое влияние на самоуважение учеников и интерес к урокам, а это в свою очередь оказывает огромное влияние на учебу;
5. Учащиеся должны уметь оценивать свои знания.
Задание 3. Работа в группах: познакомиться с ресурсом «Оценка деятельности учителя», ответить на вопросы: Какой вид оценивания применяется учителем? Что бы вы изменили в деятельности учителя?
Резюме тренера: особенность методов формативного оценивания заключается в использовании аналитических инструментов и приемов для измерения прогресса учащихся в процессе познания. Использование инструментов и приемов формативного оценивания позволяет выяснить, как идет процесс учения. Результаты такого оценивания можно применять для выработки рекомендаций по улучшению преподавания и познания.
Задание 4. Работа в парах: познакомиться с ресурсами «Условные уровни формативного оценивания» «Методы формативного оценивания» и разработайте фрагмент урока, отражающий условные уровни (один или два) формативного оценивания.
Демонстрация применения приема формативного оценивания.
Стратегия «Измерение температуры». После 2 минут работы идет выяснение насколько участники правильно выполняют задание. Приостанавливаем деятельность учителей на несколько минут, и задаем вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, мы получаем информацию об уровне их понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях, таких как, работа в парах можно попросить одну пару или группу продемонстрировать процесс выполнения задания. Что позволит другим парам или группам увидеть, что от них требуется.
Резюме тренера: учитель должен использовать разнообразные методы и средства для оценивания того, как учащиеся формулируют, анализируют, обобщают информацию и на основании полученных результатов оценивания соответственно корректировать свое преподавание.
Демонстрация применения приема формативного оценивания.
Стратегия 3-х минутное эссе. Написать размышление по вопросу «Могут ли традиционные методы оценивания стать методами формативного оценивания?» Презентация работ: стратегия «Авторский стул».
Мастер-класс завершается рефлексией: учителям необходимо ответить на следующие вопросы:
• Какие стратегии формативного оценивания были показаны на мастер-классе?
• Какова цель каждой из них?
• Как строил тренер дальнейшее обучение после получения обратной связи?
• Что для вас было сегодня наиболее важным?
• Какой вопрос вы бы задали тренеру?
Литература:
1. Планирование учебного процесса по личностно ориентированному обучению. Тренинг — модули для преподавателей вузов/ Сост.: А. М. Аликова, Ж. Д. Асекова. Б.: «Maxprint», 2012 г.
2. Личностно-ориентированное обучение в высшей школе. Тренинг-модули для преподавателей вузов /Сост.: А. М. Аликова, Ж. Д. Асекова. Б.: Изд-во «Maxprint», 2012 г.
- 39420 просмотров