Обобщение опыта работы учителя технологии высшей категории КГУ «Средней общеобразовательной школы-комплекса эстетического воспитания № 8»
Ефремушкина Наталья Борисовна учитель технологии высшей категории КГУ средней общеобразовательной эстетического воспитания № 8 |
Учителем мечтала стать с детства. Любимая игра в детстве — «школа», в которой учениками были куклы и другие игрушки, а увлечение рисованием и рукоделием определили специализацию предмета. Теперь я учитель технологии черчения с тридцатипятилетним стажем.
В мою бытность предмет технология (как он называется сейчас по сравнению с предыдущим «Обслуживающий труд») претерпевал различные изменения и дополнения. Вводились и убрались различные разделы. Исчез раздел «Электротехника» для девочек, в годы перестройки была попытка опробовать новый раздел «Производительный труд», который тоже не «Прижился», поэтому опыт экспериментов удачных и не удачных — огромный.
Сейчас, когда требования времени устанавливают определённые каноны, предмет технология, отвечая этим требованиям, выполняет свою миссию в образовательном процессе. Программа составлена так, что охватывает многие жизненные аспекты и самое важное, включает раздел «Проектная деятельность».
Поэтому считаю, что учитель нового времени — это тот, кто может вести правильный диалог со своими ученикам. Каждый учитель должен быть исследователем и экспериментатором в своей области. Пусть то, что исследуется, давно уже всем известно и доказано, но если ученик смог сам найти ответ на поставленную им задачу, то это уже дорогого стоит.
Думаю, что главное в работе учителя, который хочет добиться хороших результатов — это глубокие профессиональные знания, применение различных методик преподавания, использование компьютерных технологий, дифференцированный подход в обучении и, конечно же, — любовь и уважение к детям.
Моя методическая тема: «Использование метода проектов на уроках технологии для развития самостоятельности учащихся».
Метод проектов, используемый для работы по разделу «Проектная деятельность», актуален так как учащиеся, вовлекаются в исследовательскую деятельность, формируют экспериментальные площадки и творческие лаборатории с выходом на готовый продукт.
Используя метод проектов я пришла к выводу, что гораздо важнее научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда перестают тогда быть пустыми, когда человек вырабатывает к ним своё, эмоционально-ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска.
На защите своего проекта ученицы убеждают всех присутствующих в значимости своей работы, проявляют себя знатоками темы своего проекта, обнаруживают такие качества, как добросовестность, трудолюбие, старание, оригинальность. На протяжении всей работы над проектом они видят рядом с собой не просто учителя, но и своего главного помощника, консультанта. Моя задача — формирование личности, обладающей системой знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни. В процессе проектной деятельности происходит знакомство с конкретными видами труда, у учениц расширяется кругозор, многие определяют свой профессиональный путь. На уроках технологии применяются знания математики, физики, химии, биологии. То есть такая деятельность побуждает детей развивать функциональную грамотность.
Проектная деятельность позволяет формировать коммуникативные навыки, что очень важно для формирующихся личностей. Именно коммуникативные навыки наиболее востребованы сегодня на рынке труда. В проектной деятельности выявляется склонность учащихся к той или иной деятельности, развиваются профессиональные способности и компетенции.
Для эффективных результатов в работе использую различные формы и методы проведения уроков: урок-лекция, урок-зачет, урок-экспертиза, проблемную и проектную формы обучения.
Обучающийся должен быть увлечен, иначе не добиться успехов отдельно взятого ученика и коллектива в целом и моё мнение — позиция педагога к учащемуся — это позиция друга, помощника, наставника.
Принципы моей работы заключаются в следующем: не останавливаться на достигнутом; заниматься самообразованием; изучать и внедрять инновационные образовательные технологии; принимать участие в городских, областных и международных конкурсах.
Моя жизненная позиция — никогда не останавливаться на достигнутом.
Литература
1. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование, 2000 г, № 7.
2. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе, Москва, 2000 г
3. Васильев В. Проектно—исследовательская технология: развитие мотивации, Народное образование, Москва, 2000 г, № 9.
Интернет ресурсы:
1) httpsss://infourok. ru/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-tehnologii-kak-sredstvo-razvitiya-samostoyatelnosti-obuchayuschihsya-1652209.html
2) httpsss://didaktica. ru/prepodavanie-kak-tvorcheskaya-deyatelnost/72-4-stanovlenie-uchitelya-kak-tvorca. html
3) Сайт «Дидактика средней школы»
4) httpss://www. openclass. ru/node/83344
- 8611 просмотров