Обращение главы митрополичьего округа в Республике Казахстан митрополита астанайского и казахстанского Александра перед началом Великого поста
«О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим»(Мих. 6:8)
Дорогие братья и сестры, жители земли Казахстанской!
7 марта начинается Великий пост — многодневный период усиленного воздержания и молитвы, установленный Церковью для приготовления верующих к празднику Светлого Христова Воскресения. Великий пост продолжается сорок дней по образу поста Самого Спасителя, описываемого в Евангелии; за ним, после праздника Входа Господня в Иерусалим (в 2011 году — 17 апреля), следует Страстная седмица, в ходе которой мы воспоминаем последние дни земной жизни Иисуса Христа и готовимся встретить 24 апреля Святую Пасху.
Наступление Великого поста сопровождается многими изменениями в церковном устроении: внутреннее убранство храмов отличается скромностью, особым чином совершаются богослужения, накладываются ограничения на вкушаемую пищу. Тем самым Церковь побуждает нас отложить житейские попечения, умножить свое усердие в молитве к Богу, в самоиспытании и очищении души. С каждым годом все больше людей обращается к традициям благочестия, среди которых важное место занимает соблюдение поста. Но следует помнить, что телесное воздержание, отказ от скоромных продуктов (мяса, молока, яиц, рыбы) не цель и не смысл поста, а лишь средство к его достойному прохождению. Главная цель поста — очистить себя от тяжести греха, омрачающего душу и сердце, отдаляющего нас от Бога. Поэтому, если забота об ограничениях в пище не будет сопровождаться стремлением побороть греховные страсти, привычки, позывы — пост не только не принесет нам пользы, но и послужит к еще большему осуждению в очах Божиих. «Честь поста, — учит нас святитель Иоанн Златоуст, — составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его», поскольку истинная «жертва Богу», по слову святого пророка и псалмопевца Давида — «дух сокрушенный» (Пс. 50, 19). При правильном же прохождении поста, гармонично сочетающем телесное воздержание и духовное трезвение, мы непременно получим пользу для тела и для души — ведь, по слову святителя Василия Великого, истинный пост «рождает пророков, укрепляет сильных, умудряет законодателей. Пост — добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблественных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия».
Во дни Великого поста православные христиане особенно призываются Церковью к творению добрых дел, к покаянию и приобщению Святых Христовых Тайн, которые врачуют наши израненные грехом сердца. Пост — наиболее удобное время для того, чтобы приступить к Святому Причастию, должным образом подготовившись. Как говорит выдающийся проповедник XX века митрополит Сурожский Антоний, перед Причащением «мы должны примириться с теми, с кем мы в раздоре; мы должны остановиться на помышлениях нашего ума и сердца, обличающих нас в измене Богу и в неверности людям — и сделать
В первые четыре дня поста (в 2011 году — с 7 по 10 марта) за вечерними богослужениями в наших храмах читается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского — удивительное по своей глубине и проникновенности богослужебное последование, наполненное примерами из Священной истории. Вдохновенными словами святителя Андрея Церковь учит: покаяние — не только признание своих грехов и сожаление о них; искреннее раскаяние должно выражаться в стремлении с помощью Божией изменить к лучшему всю свою жизнь. Молитвенное участие в прочтении этого покаянного канона — лучшее начало, которое мы можем положить для прохождения великопостного поприща.
Источник: Митрополичий округ в Казахстане Костанайско-Петропавловская епархия Северо-Казахстанское благочиние
- 8881 просмотр