9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Основные виды самостоятельных работ в 7 классе на уроках географии по курсу «Материки и океаны»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Бутенко Л.И.,

учитель географии Мирненской средней школы Жамбылского района Северо-Казахстанской области

Достижение глубоких и прочных знаний, подготовка учащихся к самостоятельному приобретению знаний обязательно предполагают включения школьников в самостоятельную работу. Правильно организованные самостоятельные работы способствуют пониманию сущности понятий – раскрытию причинно-следственных связей, а также пониманию логических отношений между понятиями, что обеспечивает прочное глубокое усвоение основ наук.

Основные виды самостоятельных работ в 7 классе на уроках географии по курсу «Материки и океаны» Фото с сайта umnitsa.ru

Самостоятельные работы охватывают значительно большую область учебной деятельности учащихся, чем практические работы. Они включают не только самостоятельно выполняемые практические работы, предусмотренные программой, но и работы с учебником, дополнительной литературой, с различными иллюстрациями, подготовку докладов, выступлений и др.

Перед самостоятельными работами ставится цель развить самостоятельность учащихся, научит их самостоятельно приобретать знания, творчески мыслить, что в свою очередь способствует подготовке молодежи к жизни. При разработке системы самостоятельных работ важно знать не только задачи, стоящие перед ними, но и существующие виды.

Классифицировать самостоятельные работы можно с разных точек зрения. С точки зрения содержания и структуры курса можно выделить виды самостоятельных работ по определенным разделам и темам: например, «Рельеф и климаты земли». Важно учитывать классификацию самостоятельных работ по степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий, проявлению творческой активности. В связи с этим выделяются три вида задания: 1) задания, рассчитанные на воспроизводство готовых знаний, т.е. в том виде, как они излагались учителем.

Это первый уровень знаний.

После знакомства с понятиями «воздушная масса» и влиянием ее на погоду можно организовать самостоятельную работу с учебником по изучению типов воздушных масс.

Задание 1. Учащимся предлагается прочитать соответствующий текст учебника и заполнить таблицу. (Первый уровень)

Типы воздушных масс
Их особенности
Температура воздуха
Влажность

2) Задание на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации.

На основе анализа и сопоставления различных карт составить характеристику природных условий стран Западной Европы, затем сверить свой ответ с текстом учебника. (Второй уровень)

Для самоконтроля можно дать задания-тесты.

После выполнения заданий учитель пишет на доске ответы и нормы оценок. Учащиеся сами проверяют и ставят оценки в тетрадь.

3) Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности. (Третий уровень знаний)

Задание. Пользуясь картами (отобрать самим) составить таблицу, в левую колонку которой выписать названия платформ, затем поясов новой складчатости. В правой колонке указать какие формы поверхности земли соответствуют каждому из этих участков земной коры.

Платформы и области новой складчатости
Рельеф

2. Проанализировав выполненную работу, сделать вывод о том, какие равнины соответствуют платформам, какие горные системы – областям новой складчатости. Какая закономерность подтверждается этими примерами в размещении крупных форм поверхности на Земле.

3. Почему в этот список не вошли Уральские горы, чем они отличаются от других гор по высоте, строению, по форме вершин. Чем можно объяснить это различие?

С точки зрения развития логического мышления, необходимо различать самостоятельные работы по преобладанию того или иного приема умственной деятельности.

1) На проведение сравнений по отличию и сходству с обязательным выявлением причин общего и отличного. При изучении климата внутр.вод Австралии продолжается формирование общих понятий «субэкваториальных», «тропический», «субтропический климат».

Можно выполнить задания по карте.

Пользуясь климатическими картами, сравнить субтропические климатические пояса Австралии и Южной Африки. Указать, по каким признакам будете сравнивать? В чем состоит сходство? Чем отличаются пояса? Каковы причины различий? Для самоконтроля и самопроверки можно дать диктант «Климатические пояса Австралии»

2) На проведение анализа с последующими выводами по карте климатических поясов и областей определить, какой климат образуется в восточной части умеренного и субтропического климатических поясов, а также на юге Евразии. По климатической карте определить направление ветров в январе и июле на этих территориях. Чем объясняется сезонное изменение ветров. Что общего в климате юга и востока (умеренного и субтропического пояса) Евразии? В чем различие климата этих территорий?

3) а) на раскрытие причинно-следственных связей определить черты (следствия) климата, вытекающие из этих особенностей (причин материка).

  1. Евразия имеет большую протяженность с севера на юг.
  2. Евразия имеет наибольшую протяженность с запада на восток.
  3. Гималаи и высокие горы преграждают путь муссонам внутрь материка.
  4. Зимой большая часть поверхности материка сильно охлаждается, а летом сильно нагревается.
  5. Островная часть Евразии находится близ экватора.

4. На формирование приемов обобщений с последующими выводами учащимся предлагается дать характеристику двух карт по следующему плану: а) масштаб, б) где находится линии (точки) нулевых искажений, в) в каких частях карты нет искажений, в каких - искажения небольшие, в каких наибольшие, г) сравнить изображения Северной и Южной Америки, Гренландии, Африки на левой, правой картах и глобусе, д) какие из указанных материков искажены меньше, чем это объясняется, е) чем отличается изображение Северной Америки и Гренландии на этих картах, чем объясняется это различие, какие выводы из этого сравнения можно сделать.

При рассмотрении искажений на картах материков важно, чтобы учащиеся, проведя самостоятельные измерения, убедились в том, что эти искажения невелики и зависят от размера материков.

5. На формирование приемов классификации

Из начального курса физической географии вы знаете что горы делят на высокие, средние, низкие. По какому признаку проведено деление гор на группы? А по какому признаку можно разделить горы?

Мы разделим карты на группы по охвату территории и содержанию. А по каким признакам можно разделить карты?

Самостоятельные работы можно классифицировать и по компонентам знаний, направленных на формирование общих понятий, на знание географических фактов, географических закономерностей, формирование приемов учебной деятельности.

По дидактическим целям выделяют самостоятельные работы с целью: 1) воспроизведение опорных знаний и умений, 2) закрепления изученного материала, 3) приобретение новых знаний и умений, 4) повторения и обобщения знаний и умения.

Поскольку любая самостоятельная работа учеников проводится на основе какого-либо учебного пособия (карты, учебника, раздаточного учебного материала), необходимо иметь ввиду классификацию самостоятельных работ по источникам знаний.

1) задачи по учебнику

    А) пересказ текста учебника по вопросам, усваиваются готовые знания.

    Б) составление плана текста по параграфу. Сначала простого, затем сложного, усвоение существенных признаков понятий.

    В) заполнение таблиц (природные зоны).

    Г) выписывание из текста географических явлений.

    Д) определение по цифровым показателям, диаграммам типа климата.

    Е) поиски ответов объяснений.

    Ж) сравнение различных географических объектов.

    З) выбор объектов, относящихся к той или иной группе явлений и процессов

Разнообразны задания по карте (характеристику карты, чтение тематических карт, наложение карт, составление географических характеристик отдельных территорий).

Более разнообразны задания по контурным картам.

Каждая из указанных классификаций важна в образовательном и воспитательном отношении. Для разработки системы заданий важно знать формы заданий. От формы задания зависит не только характер умственной деятельности школьников, но и время, отводимое для выполнения работ и на их проверку, интерес учащихся к предмету, организация самопроверки.

Все разнообразие по форме можно свести к следующим видам: традиционные (обыкновенные задания) они требуют от учащихся связанных логических ответов,учат письменно или устно излагать свои мысли. Они предоставляют полную свободу ученику для ответа.

Задание. Что вы знаете об атмосфере?

Дать краткие ответы на вопросы:

— Из каких слоев состоит атмосфера?

— В каком слое атмосферы образуются облака, дождь, дуют ветра, часто меняется температура?

— Что такое атмосферное давление?

— От чего зависит сила ветра?

Задания тестового характера

Задания составлены таким образом, что каждый вид теста отражает лишь какой либо один аспект знаний.

Предлагается несколько видов:

    а) тесты на нахождение соответствия, они размещены в виде двух колонок или столбиков. Учащиеся с помощью цифр или букв должны обозначить соотношения между фактами или явлениями.

    б) тесты-альтернативы, когда дается один правильный, а другой неправильный ответ. Учащимся предлагается выбрать верный ответ.

    в) тесты с множественным выбором, где правильный ответ выбирается из нескольких предложенных вариантов.

    г) тесты по контурным картам.

Конструктивные задания

Это усовершенствованные традиционные задания, расчлененные на отдельные вопросы. Они как бы определяют ход рассуждения ученика, направляют его на определенную последовательность использования приемов учебной работы и наполняют собой алгоритмическое предписание.

Задание. Изучить легенду карты, затем определить ложе ледника, т.е. поверхность платформы, места лежащие ниже и выше уровня моря, найти научные станции и определить положение их по отношению к материкам.

Каждый из указанных видов заданий имеет свои преимущества и недостатки. Традиционные задания способствуют развитию речи, формированию представлений, образов. Тесты дают большую экономию времени, позволяют закрепить существенные признаки многих понятий, факты, освобождают учащихся от трудоемкой письменной работы. Ученики больше думают, сравнивают, облегчается труд учителя при проверке задания. Тесты и конструктивные задания следует сочетать с традиционными заданиями.

Только сочетание всех видов заданий, облегчает оптимальную организацию самостоятельных работ.

Литература:

  1. В.А. Коринская «Самостоятельные работы учащихся по географии материков» М; Просвещение, 1983 год.
  2. О.В. Крылова «Уроки географии в 7 классе» М; Просвещение, 1990 год.
  3. Бейсенова и др. «География. Материки и океаны» Учебник для 7 класса средней школы.
  4. Баисова Б.К. «Нетрадиционный урок. Принцип и правила их организации» Профессионал Каз-на, 2006 № 1
  5. Долобаев Р.Д. «Использование нетрадиционных форм обучения в процессе изучения истории» Профессионал Каз-на, 2006 № 4
  6. Мандель Б.Р. «Сложные игры: Принципы и способы построения» Школьные технологии 2006, № 1
  7. Трифонова Г.И. «Кто лучше знает и помнит?» География в школе, 2006 № 1

Дидактические материалы

Методическая разработка по проверке усвоения географических названий, понятий и терминов по основным разделам курса Географии материки и океаны 7 кл.

В предлагаемой методической разработке представлены географические диктанты по проверке усвоения географических названий, понятий и терминов, а также задания тестового характера по основным разделам курса географии материков и океанов.

При составлении методической разработки использованы работы В. А. Коринская «Самостоятельные работы учащихся на уроках географии», О.В.Крылова «Уроки географии в 7 классе», Бейсенова и др. «География. Материки и океаны» Учебник для 7 класса средней школы.

Программа по географии для 7 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения.

Данные работы приведены в соответствии с действующей программой по географии. Данные работы дают большую экономию времени, они позволяют за несколько минут закрепить существенные признаки многих понятий, факты, выявить причинно-следственные связи, закономерности.

Задания тестового характера в разработке представлены несколькими видами тестов.

При их выполнении учащиеся обычно ограничиваются расстановкой цифр, подчеркиванием или односложным ответом.

А) тесты на нахождение соответствия: они размещены в виде двух колонок или столбиков.

Учащиеся с помощью букв или цифр должны обозначить соответствия между фактами или явлениями

Б) тесты-альтернативы, когда дается один правильный, а другой неправильный ответ. Учащимся предлагается выбрать верный ответ.

В) тесты с множественным выбором, где правильный ответ выбирается из нескольких предложенных вариантов.

Проверка заданий показала, что тесты значительно повышают эффективность процесса обучения по географии и вызывает интерес у учеников. Методика проведения в значительной степени зависит от содержания учебного материала, уровня подготовленности класса. В связи с сокращением общего количества часов на изучение учебного материала требуется творческий подход к процессу преподавания предмета.

Категория: