Открытый урок на тему: «Аппликатурные принципы современного аккордеониста»
Вист Марина Викторовна, учитель аккордеона, высшей категории, стаж работы 27 лет. КГКП «Детская музыкальная школа № 2», Казахстан, Карагандинская область, г. Сатпаев |
Главным принципом наилучшей аппликатуры является та аппликатура, которая позволяет верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с ее смыслом. Г. Нейгауз |
На уроке используются элементы методики Р. Бажилина «Методика преподавания на аккордеоне», А. Мирека «Школа игры на аккордеоне».
Цель урока: применение аппликатурных формул в сочетании с работой над технической и художественной стороной произведения.
Задачи урока:
Обучающая: сформировать, обобщить и углубить аппликатурные навыки учащегося с основами работы исполнения
Развивающая: осуществление художественных задач с применением изученных форм
Воспитательная: воспитание у учащегося внимания, целеустремлённости и настойчивости в овладении приемами и навыками игры на аккордеоне
Здоровьесберегающая: правильная посадка, удобное положение рук, творческая атмосфера
Тип урока: учебно-познавательный
Форма: индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные.
Оборудование: инструменты, наглядные пособия, ноутбук.
План урока
- Организационный момент.
- Система технических упражнений, обобщение старого и освоение нового.
- Актуализация опорных знаний.
- Применение знаний и художественное исполнение произведений.
- Обобщение занятия, подведение итогов работы.
Организационный момент
Приветствие. Оглашение темы урока: «Аппликатурные принципы современного аккордеониста».
Урок проводится с учащимся 4 класса народного отделения по классу аккордеона Майзенгельтер Майком.
Надо ли музыканту-исполнителю для развития техники прибегать к специальным упражнениям или достаточно работать над художественными произведениями и этюдами. Имея опыт работы, каждый педагог вырабатывает свою систему ежедневных технических тренировок. А как приучить ребёнка осмысленно заниматься с упражнениями? Как привить любовь начинающего музыканта к этой кропотливой работе?
Цель обучения — это обобщение старого и освоение нового.
Знание основ, связанных с посадкой, постановкой рук, применение их на практике позволяют исполнителю выйти на более высокий уровень владения инструментом. Интонирование музыкальных построений, раскрытие содержания с помощью динамики, фактурных особенностей, владение мехом и артикуляцией — вот вопросы, требующие особого внимания. И им должны быть подчинены моторика аппарата, качество звука и все приобретенные двигательные навыки. Очень важно как можно раньше получить представление о средствах выразительности и научиться ими пользоваться. Но стоит сразу оговориться: тренировочный материал только в том случае приносит пользу, если приобретённые технические навыки применяются в художественных произведениях.
Большое значение имеет систематичность приобретения сконцентрированных технических формул, освоение которых, помогает овладеть различными вариантами этих формул в художественных произведениях. Актуализация опорных знаний.
Аппликатура (лат. — прикладываю, прижимаю) — способ переборки пальцев на музыкальном инструменте, расстановка, постановка пальцев. Аппликатура всецело зависит от произведения, в котором она указана. Она определяет интонацию и мельчайшие оттенки исполнения, необходимые для выразительности произведения.
Аппликатуру нужно выбирать в начальной стадии работы. Необходимо изучить редакционные и авторские указания. Но не следует слепо заучивать все то, что написано в нотах. Встречается неудачная и неудобная аппликатура, которую приходится переделывать. Важно помнить, что нельзя заучивать механически, без участия головы и слуха.
В своей педагогической практике я использую аппликатурные принципы: гибкость, изменчивость, вариантность аппликатуры, в связи с характером, стилем данного автора; принцип физического удобства аппликатуры для данной руки в связи с ее индивидуальными особенностями.
Урок начинаем с упражнений, в которых сосредоточены основные виды техники. Они полезны в качестве ежедневного тренинга для пальцевой активности и «разогрева» технического аппарата перед основными занятиями.
Упражнение № 1
Урок начинаем с исполнения гаммы ля минор (т. к. Этюд в этой тональности) двумя штрихами: традиционно на legato и stakkato — для выработки беглости пальцев- это обостряет ощущение кончиков пальцев, приучает слух к отчётливому исполнению каждого звука.
Главное условие — работа над звуком, соблюдение динамических оттенков р < F > р. Необходимо обращать внимание на смену меха.
Упражнение № 2
Далее Майк исполняет дуоли, триоли, квартоли с ударением в гамме a-moll. Следует соблюдать грамотное исполнение аппликатуры, плавную подмену пальцев с поворотом кисти, акцентирование мехом.
Упражнение № 3
Ученик исполняет короткое арпеджио на легато и стаккато. Соблюдает точную аппликатуру. Особенно часто приходится сталкиваться с заменой «слабого» четвертого «сильным» третьим пальцем в арпеджио, что считается нарушением. При игре арпеджио требуется движение от 1 звука снизу вверх и опора на «раз» — сделать небольшой замах, тогда «раз» будет звучать ярче. Правило игры арпеджио — непрерывное движение.
Упражнение № 4
Исполнение аккордов, характерным только для аккордеона способом «тремоло мехом» — необходимо добиваться точного соблюдения меха (разжим и сжим выполняется с одинаковой амплитудой движения).
Уделить внимание на 5 палец, так как он часто «не добирает» звук. Важная сторона этого технического приёма: корпус прямой, работает только левая рука, ритм ровный и чёткий.
Отрабатываются динамические оттенки упражнений, прививается сознательное отношение к аппликатуре.
1. В. Мотов. Этюд № 4 ля минор
Этюд интересен многовариантностью пальцевых комбинаций, что позволяет удобно развивать самостоятельность каждого пальца, сконцентрировав внимание на положении 1-го и 5-го. I часть основана на непрерывном движении шестнадцатых, в фигурации нет ни одной паузы. II часть состоит из 4-х тактных фразировок от dur к moll.
Задача ученика: в этом этюде необходимо строго следовать аппликатурным указаниям, принадлежащим автору. При исполнении Legato следим за переступанием пальцев без лишнего взмахивания, следим за разворотом запястья, чтобы кисть была развёрнута по направлению движения. Необходимо подчинить одному кистевому движению весь пассаж, что помогает приобретению навыка координации движений.
Проигрываем, стараемся использовать динамику (↑ <, ↓ > ), при этом следим за сменой меха. Отрабатывается аппликатурная гибкость. Обратить внимание на то, чтобы рука по возможности находилась в естественном, собранном положении.
Преподаватель исполняет Этюд в том темпе, который указывает автор, акцентируя внимание на ошибки, допущенные учеником. Далее, Майк исполняет Этюд, учитывая вышесказанные замечания. Необходимо с первых же занятий приучать учащихся к осмысленной работе над техникой — не столько «быстрота», сколько качественное и музыкальное исполнение любого музыкального мотива. Ведь какими бы длительностями не был записан пассаж — это, прежде всего, музыка, и, развивая технику начинающих музыкантов, я стараюсь развивать их музыкальность в широком смысле этого слова. Необходимо с первых же занятий приучать учащихся к осмысленной работе над техникой — не столько «быстрота», сколько качественное и музыкальное исполнение любого музыкального мотива. Ведь какими бы длительностями не был записан пассаж — это, прежде всего, музыка, и, развивая технику начинающих музыкантов, я стараюсь развивать их музыкальность в широком смысле этого слова.
Вывод: Подбор удобной и целесообразной аппликатуры помогает осуществлять художественные задачи. Основной аппликатурный принцип — художественная выразительность.
Домашнее задание: проигрываем этюд разными темпами от быстрого до медленного и, наоборот, при этом тщательно следим за артикуляцией пальцев, аппликатурой, сменой меха, динамикой, стараемся добиться ровности звучания.
Применение знаний и художественное исполнение произведений.
Работа с инструктивным материалом (упражнения, гаммы, этюды) необходима нам для развития игрового аппарата, а в дальнейшем — использовать все музыкально-выразительные средства исполнения. Следующий этап нашей работы — использование основных приёмов музыкальной выразительности, необходимых для воплощения художественного образа музыкального произведения.
Первые академические тенденции в баяно-аккордеонном исполнительстве отчётливо проявились в создании концертных транскрипций образцов классической музыки. В них авторы, для приспособления к возможностям традиционного аккордеона с готовыми аккордами, кардинально переосмысливали фактуру произведений, стремясь максимально сохранить эстетическую сущность художественного образа. В результате творческих поисков и тесного сотрудничества композиторов с исполнителями появляются сочинения, написанные специально для аккордеона представителями отечественного музыкального искусства.
2. Обработка В. Мотова русская народная песня «Ах, Самара — городок»
Рассмотрим художественный замысел данного произведения. Песня начинается из затакта (неполный такт) 8-тактовое вступление. Первоначальная тема исполняется не спеша. Здесь надо отметить характерную линию басовой партии для исполнения народного мотива. Майк добивается непрерывности развития музыкальной мысли, динамической нюансировки.
Работа ведется по фразам и предложениям, затем по частям. Четко работает слуховой контроль.
Вариационный мотив исполняется дважды. Очень интересная фактура 2 и 3 части, которые написаны в соль dur и cи dur. Акцентирование 2части переходит к лирической теме 3части. Преподаватель наглядно исполняет произведение.
Задание к ученику: в вариациях следует добиваться исключительной ровности и плавности звучания в правой руке при смене позиций, следить за свободой движения правой руки. Обрати, пожалуйста, внимание на штрихи, трудности в левой руке.
Домашнее задание: добиваться устойчивых и точных опор в крайних точках позиции(1 и 5 пальцы). Исполнение академической музыки создаёт необходимую основу для существования нашего инструмента и обеспечивает качественную подготовку музыкантов-профессионалов высшего уровня.
Е. Дербенко. «Интермеццо»
Ведется работа над интонацией, артикуляцией звука, тремоло мехом. Педагог наглядно показывает приемы тремоло мехом.
Слушаем запись (CD) в исполнении автора.
Обобщение занятия и подведение итогов
В гамме необходимо обратить внимание на плавный переход при игре на легато квартолями, т. к. диапазон инструмента 2 октавы.
Этюд — ярче акцентирование. Приблизить темп к Allegro.
«Ах, Самара-городок» — обратить внимание на пятый палец левой руки — сильнее опора. Рука — это аппарат, удивительный по своей природе. Во время исполнения она может быть помягче и покрепче.
Подключить слуховой контроль, иначе получается небрежный звук.
«Интермеццо» — поработать над артикуляцией звука. Прием игры тремоло мехом помогает организовать управление звуком. Штрихи приучают к качественной артикуляции.
Вывод: основные принципы аппликатуры на разных этапах обучения освоены. Аппликатура должна подчиняться задачам художественной выразительности — это важнейший и основной аппликатурный принцип.
Таким образом, учащемуся внушается, что хорошая аппликатура — серьезная техническая работа. Умение найти ее приходит с опытом, а опыт накапливается в процессе сознательной работы.
Благодарю всех за сотрудничество и плодотворную работу.
- 18991 просмотр