9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Педагогический проект на тему: «Алтын қоржын»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Умурзакова Айман Галимовна, учитель казахского языка и литературы, высшая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Средняя школа № 10 им. Н. К. Крупской», г. Петропавловска

Педагогический проект на тему: «Алтын қоржын»

Педагогический проект: детский, коллективный, исследовательско-конструктивный, творческий, долгосрочный

Введение

Декоративно-прикладное искусство — один из древнейших видов художественного творчества человека. При этом сила и красота предмета национальной культуры кроются не только в ее экзотичности, величие культуры — это прежде всего победа над вечностью. Любая вещь, созданная воображением и умением древних мастеров, таит в себе многовековую мудрость и богатую историю своего народа. Глядя на затейливые экспонаты, есть возможность прикоснуться к дыханию древности, почувствовать пульс народа и дотянуться до глубины его души. Далеко не всегда толщи архивных фондов смогут рассказать больше о народе, чем простая вышивка, сделанная мастерицей несколько веков назад. Именно поэтому так важно поддерживать очаг народного искусства, не давая ему угаснуть под покровами времени.

Изучение декоративно-прикладного искусства народа Казахстана позволит взглянуть на непростые перепитии судьбы народа в его нелегкой борьбе за независимость. Однако важность данной проблемы кроется не только в обеспечении преемственности поколений. Национальное искусство — это еще и стиль, мода, практичность. Именно поэтому задача педагогов — дать импульс к изучению народного декоративно-прикладного искусства, зажечь в детях огонь интереса к данной теме. При умелом подходе это позволит добиться интереса и уважения к Родине, ее истории, а для кого-то из детей может быть станет делом всей его дальнейшей жизни.

Аннотация

Продукт творческого проекта — создание сумок в национальном стиле «Қоржын»

Актуальность темы заключается в том, что в современном обществе не пропадает интерес к национальной культуре, в частности к ее декоративно-прикладному искусству. В каждой школе есть учащиеся с интересом занимающиеся творчеством: бисероплетением, вязанием, макраме, вышиванием и т. д. При этом возникает вопрос: «А что же дети знают о народном промысле казахского народа? Например, о войлоковалянии?» Уверена, что это очень интересно. Почему участниками проекта являются дети в возрасте 9-10 лет? Да элементарно, вспомним свое детство: пик желания создавать, творить своими руками (обшивание кукол, вязание и т. д.) — приходится именно на этот период.

В эпоху глобального увлечения детьми компъютерами, необходимо дать им возможность самореализоваться, увлечь, помочь найти хобби. Кто знает, быть может, именно искусство станет будущей профессией некоторых из них.

Есть и другая, не менее значимая, ценность данных проектов. Согласно данным ежедневной газеты «Экспресс К», казахстанцы постепенно утрачивают свои национальные бренды. Взять хотя бы кумыс, рецепт которого был запатентован за рубежом. Следующим в списке потерь стало искусство валяния войлока.

Преподаватель декоративно-прикладного искусства Улболсын Ахмедова из Кокшетау неизвестна широкой публике. Зато ее восхитительные работы из войлока украшают многие заграничные собрания. Вот ее мнение о существующей проблеме:

«После развала Союза англичане ездили по аулам и изучали казахскую технологию валяния из войлока. И пока мы начали возвращаться к истокам, они уже запатентовали войлочные изделия, созданные по заветам наших предков, — с горечью говорит Улболсын Ахмедова. — Мы не сберегли свое богатство, остается передать полузабытое наследие молодежи».

По словам рукодельницы, национальное ремесло находится в глубоком кризисе. С войлоком работают кустари-одиночки. Другой парадокс заключается в том, что мастерам трудно купить шерсть, притом, что нехватки овец в регионе не ощущается. «Не поверите, я покупаю сто граммов шерсти, привезенной из России, за тысячу тенге, — продолжает Ахмедова. — Меж тем на селе тысячи тонн ценного сырья просто выбрасываются».

Вопрос о сохранении своих исконных национальных брендов сейчас стоит в Казахстане особенно остро, поскольку кумыс уже запатентован за рубежом, а лучшие юрты делаются в Китае.

Цели проекта: развитие творческой инициативы у детей в создании образцов народного декоративно-прикладного искусства, а именно изделий из войлока, кожи, ткани; формирование понимания в необходимости использования и применения таких изделий в среде кочевой культуры, взаимосвязанности используемых материалов с хозяйстенно-бытовым укладом жизни древних кочевников.

Задачи:

1 Сформировать у детей навыки поиска и обработки необходимой информации.
2 Умение ставить и формулировать проблемы, создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
3 Умение полученные знания применять на практике
4 Решать проблемы нравстенного развития ребенка: привитие взаимоуважения, толерантности, умения работать в коллективе
5 Развитие художественно-эстетического восприятия мира
6 Уважительного отношения к труду

Практическая значимость:

Данные материалы исследования могут быть использованы на уроках казахского языка и литераторы, на уроках технологии.

На современном этапе мировой глобализации, международные связи с каждым годом все сильнее охватывают земной шар. Это заметно во всем, начиная от от политики и экономики, заканчивая культурой и образованием. Наиболее пассионарная часть населения стремиться заглянуть за рамки окружающего мира. Покинув свой дом, побывав в новых краях, каждый человек помимо новых впечатлении и знании хочет привезти с собой частичку культуры края, в которой он побывал.

С каждым годом Казахстан посещают все больше и больше иностранных граждан, как инвесторов, так и туристов, многие из них становятся поклонниками казахской культуры на всю жизнь.

Так почему же прививая у детей любовь к ремеслу, к труду в целом не дать возможность зарабатывать своим трудом, да и просто развивать вкус.

Описание проекта

Проект состоит из трех этапов.

I этап. Разработка проекта (конструирование педагогического процесса)

Цель:

1 Исследовать народные промыслы казахского народа
2 Исследовать древнейшие материалы для изготовления одежды и предметов домашней утвари
3 Исследовать традиционную гамму красок при создании предметов обихода

Методы исследования:

1 Анкетирование (Приложение № 1)
2 Беседа с родителями и детьми о целях и задачах проекта, совместное проектирование занятий (Приложение № 2)

Форма работы с детьми

1 Посещение школьной библиотеки.(Приложение № 3)
2 Посещение показа мод в ОКЦ (Приложение № 4)
3 Посещение областной библиотеки им. С. Муканова (Приложение № 5)
4 Тестирование (Приложение № 6)

Ожидаемый результат: дети имеют полное представление о жизни и быте казахов. Рассматривая сущность декоративно-прикладного искусства, обращают внимание на отличительные особенности народных ремесел, на разноообразие видов прикладного искусства: роспись по дереву и металлу, керамику, художественную обработку кожи, ковровое искусство, вышивку, аппликации.

II этап

Творческий этап

Цель: развивать компоненты технологической культуры как культуры труда, культуры дизаина, культуры человеческих отношении, учитывая особенности, способности и интересы каждого ребенка

Задачи:

1) познакомить и освоить технику войлоковаляния (Приложение № 7)
2) познакомить и освоить технику «Құрақ» («Лоскутное шитье») (Приложение № 8)
3) освоить технику «Аппликация из кожи» (Приложение № 9)

Форма работы:

Проведение мастер-классов с приглашением специалистов по войлоковалянию, лоскутного шитья, по работе с аппликацией, проведение интегрированного занятия (казахский язык + технология) «Украшаем сумки аппликацией из кожи, орнаментом»

Ожидаемый результат:

Дети знают технологии изготовления войлоковаляния, «құрақ», работы с кожей, тканью. Сами катают войлок, участвуют в создании лоскутного шитья, делают аппликации из кожи. Учатся работать в группах, толерантности.

III этап

Готовый продукт

Цель: Изготовление сумок в стиле «Қоржын»

Задачи: знакомство с видами сумок, с их назначением в быту казахов

Формы работы:

1) Просмотр мультфильма «Сиқырлы қоржын», обсуждение содержания сказки, в частности обращение внимания на қоржын. (Приложение № 9)
2) Посещение выставки-экскурсии национальных сумок казахского народа в областном краеведческом музее (Приложение № 10)
3) Поход в областную библиотеку им. С. Мұқанова (Приложение№ 11)
4) Творческая мастерская «Изготавливаем сумки вместе с мамой»

Ожидаемый результат: Дефиле сумок

Дневник проекта

1 Анкетирование (25. 12. 2012 г.)
2 Проведение беседы с родителями и детьми (14.01.2013 г.)
3 Посещение школьной библиотеки (15.01.2013 г.)
4 Мы на показе мод в ОКЦ (16.01.2013 г.)
5 Посещение областной библиотеки им. С. Муканова (21. 01. 2013 г.)
6 Мастер-класс с приглашением специалиста по войлоковалянию (6.02. 2013 г.)
7 Мастер-класс по освоению техники «Құрақ» («Лоскутное шитье») — 5. 03.2013 г.
8 Делаем аппликации из кожи — 19.03.2013 г.
9 Знакомство с казахским орнаментом — 4.04
10 Просмотр мультфильма «Сиқырлы қоржын» — 5.05.2013 г.
11 Посещение выставки-экскурсии национальных сумок казахского народа в областном краеведческом музее — 8 04. 2013 г.
12 Творческая мастерская «Изготавливаем сумки вместе с мамой» — с 9. 04.13 г.

Приложение 1

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Приложение 2

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Категория: