План-конспект урока по истории Казахстана: «Освободительная борьба казахского народа (1836-1838 г.г.) под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова»
Шумекова Назира Акбаровна учитель истории и обществоведения, стаж 23 года, первая категория КГУ «Кладбинская средняя школа», села Кладбинка, Жамбылского района, Северо-Казахстанской области |
Задачи:
А) образовательная: Способствовать развитию умений давать общую характеристику восстаниям, раскрыть причины, предпосылки восстания, рассмотреть его ход и причины поражения, последствия и его историческое значение;
Б) развивающая: развитие навыков системного мышления, самостоятельной и групповой работы, формировать навыки взаимооценивания;
В) воспитательная: воспитывать уважительное отношение к чужой точке зрения; умения взаимодействовать с группой, воспитывать чувство патриотизма, любви к истории народа.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок с использованием ТРКМ
Методы обучения: работа в группах, диалогический метод, использование частично-поисковых, наглядных методов
Оборудование и источники информации: учебник, карта Казахстана, раздаточный материал
Ход урока:
Этап урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Организационный момент |
1. Проверка готовности учащихся к уроку 2. Оглашение цели и темы урока |
1. Проверяет наличие принадлежностей, учебников 2. Вводное слово учителя |
1. Подготовка к уроку 2. Определяют цель урока |
2. Формирование групп |
Для проведения групповой работы
|
Учитель заранее в «черном ящике» поместил вопросы для учащихся по предыдущей теме |
Вытягивают по одному вопросу и распределяются по группам согласно вопросов |
3. Создание атмосферы сотрудничества |
Создание атмосферы сотрудничества для эффективности последующей совместной работы |
Проведение игры «Историческая перестрелка» с мячом |
Задают вопрос с «черного ящика» другому из группы, ответивший имеет право задают такой вопрос другому. |
4. Стадия «вызова» Оборудование — проектор, экран |
Подготовить учащихся и заинтересовать в изучении новой темы |
Показать учащимся видеоролик о восстании в Букеевской Орде |
1) Записывают тему урока в тетради 2) Составляют и записывают вопросы по ходу просмотра видеоролика |
5. Стадия «Осмысление» Метод «Жигсо» работа в экспертных группах |
|
Организовывает деятельность ученика по изучению нового материала 1) Назначает по номерам каждого члена группы 2) Назначает лидера, спикера, тайм *спикера |
1) Делятся на 1, 2, 3, 4, 5 в группе 2) Рассаживаются для изучения новой темы по номерам 3) Изучают заданные подпункты и в тетрадях строят план своего выступления в «семейных» группах |
Метод «Жигсо» изложение новой темы в семейной группе
|
1) Выяснить предпосылки, причины восстания 2) Выделить причины поражения восстания, последствия и его историческое значение |
1. Организует деятельность учащихся 2. Координирует, помогает подсказывает |
Групповая работа: Излагают изученное в семейной группе |
Задание № 1 Оборудование: раздаточный материал, постер, маркеры |
Дать общую характеристику восстания |
Раздает учащимся вопросы каждой группе 1 группе – причины, повод и предпосылки к восстанию 2 группа – ход восстания 3 группа – причины поражения, историческое значение |
Учащиеся на ватмане отражают все ответы на вопросы, которые перед ними на листочках |
Стадия «Рефлексия» |
1) Знакомство с содержанием работ каждой группы 2) Осмысление изученного материала |
Помогает защитить постеры |
Спикер от каждой команды защищает свой проект (Время ограниченно) |
Подведение итога урока. Рефлексия урока |
Закрепление пройденного материала |
Запись на доске д/з параграф 12, подготовить сообщения о Махамбете Утемисове и Исатае Тайманове |
Каждый ученик записывает по одному вопросу и вывешивают на древе познания |
Самоанализ урока
На данном уроке проводилось проводилось изучение темы «Освободительная борьба казахского народа (1836-1838 гг.) в Букеевской Орде под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова». Данный урок тесно взаимосвязан с предыдущими темами:
• Образование Букеевской Орды
• Развитие Букеевской Орды при ханах Букее и Жангире
А также с последующей темой
• Причины поражение и его историческое значение.
На уроке были решены, следующие задачи:
А) образовательная: Способствовать развитию умений давать общую характеристику восстаниям, раскрыть причины, предпосылки восстания, рассмотреть его ход и причины поражения, последствия и его историческое значение;
Б) развивающая: развитие навыков системного мышления, самостоятельной и групповой работы, формировать навыки взаимооценивания;
В) воспитательная: воспитывать уважительное отношение к чужой точке зрения; умения взаимодействовать с группой, воспитывать чувство патриотизма, любви к истории народа.
На начальном этапе урока для формирования групп ребята вытягивали с «Черного ящика» вопросы. Затем для создания атмосферы сотрудничества проведена " историческая перестрелка" в форме игры с мячом.
На стадии «вызова» показан видеоролик о восстании в Букеевской орде, с заданием — в ходе просмотра составить и записать в тетрадь 2-3 вопроса по теме.
На стадии «Осмысления» нового материала учащиеся были разделены на семейные группы, в группах назначены нумерации и распределены обязанности:
• Лидер
• Спикер
• Тайм-пикер
• секретарь
• оценщик
При работе с текстом учебника был использован метод критического мышления «Жигсо».
На этапе закрепления изученного было предложено составление постера и его защита, также написаны вопросы на стикерах и помещены на «Древе познания». При организации познавательной деятельности использованы как групповая, так и индивидуальная работа.
Для того, чтобы оценить свою работу на уроке, учащимся было предложено заполнение таблицы — ЗХУ.
Урок построен с учетом индивидуальных способностей учащихся, в структуре и ходе урока учтены возможности трехуровневых курсов.
- 14318 просмотров