Повторение, как важнейшая часть в освоении исторического материала учащимися с нарушением слуха
Головченко Светлана Александровна учитель истории, категория первая высшего уровня квалификации, общий стаж 38 лет, КГУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха» города Караганды, Казахстан |
Без повторения нет прочного усвоения исторического материала. Как сделать урок интересным? Как вовлечь всех учащихся в работу, заинтересовав каждого ученика? Вот главная задача учителя на уроке. А учащихся с нарушением слуха ещё сложнее заинтересовать учебным материалом, так как в силу ограниченности словарного запаса ученики не понимают и не воспринимают полностью учебный материал. Чтобы сделать каждый урок понятным и интересным необходимо повторение раннее изученного материала. Так как исторические термины не находятся в активном словаре учащихся с нарушением слуха и очень быстро забываются ими. Прочное и сознательное овладение историческими терминами позволяет лучше понять и усвоить новый материал.
Изучение истории в рамках обновлённого содержания среднего образования в Республике Казахстан начинается в 5 классе. Где постепенно учащиеся знакомятся с такими историческими терминами как эпоха, период, орудия труда, занятия первобытного человека и т. д. Так шаг за шагом учащиеся входят в историю, где каждое слово, исторический термин, событие должны прочно осесть в памяти ученика. И при повторном звучании вызывать чёткие ассоциации. При первоначальном знакомстве с новыми терминами, понятиями педагог опирается на иллюстрацию, табличку и только потом закрепляет произношением и восприятием учащимися на слух. В последствии ученик должен опираться только на слово учителя при этом проговаривая и запоминая основные понятия и события. Знание слова, обозначающего понятия, помогает оперировать этим понятием, т. е. мыслить. Таким образом, овладение словом, запасом слов создаёт предпосылки для развития мышления. Психолог Н. И. Жинкин писал: «Речь — это канал развития интеллекта».
Так при изучении в 5 классе темы по истории Казахстана «Мезолит — среднекаменный век», учитель обязательно в начале урока повторяет периоды эпохи камня и его временные рамки. При объяснении занятий первобытного человека периода мезолита, педагог вместе с учащимися вспоминает основные занятия предшествующего периода палеолита, выясняет причины появления нового вида занятия и орудий труда. В конце урока для закрепления изученного материала можно предложить учащимся заполнить таблицу
«Период палеолита — период мезолита»
Вопросы |
Палеолит |
Мезолит |
1. Временные рамки |
|
|
2. Климат |
|
|
3. Занятия |
|
|
4. Орудия труда |
|
|
5. Стоянки |
|
|
При анализе таблицы педагог обращает внимание на изменения климата Казахстана, что и приводит к появлению нового вида занятия и изобретение человеком более совершенных орудий труда.
Следовательно, повторение необходимо на каждом уроке и на каждом этапе урока: при актуализации знаний, на этапах объяснения нового материала, при закреплении уже изученного раннее, при организации самостоятельной работы, при проверке знаний учащихся. В процессе повторения развивается память, активизируется словарь, вырабатывается гибкость ума.
В старших классах повторение учит учащихся анализировать полученные знания, классифицировать, обобщать, сопоставлять. Например, в 9 классе при изучении темы «Кризис абсолютизма и начало французской революции» по всемирной истории закрепляются понятия — централизованное государство, абсолютная монархия, сословия, дворянство, буржуазия, революция, парламент, Бастилия и т. д., где при изучении нового материала, происходит сопоставление с теми знаниями, которые были получены при изучении темы «Английская буржуазная революция».
Учащимся при изучении новой темы даётся задание по составлению схемы по аналогии с ранее изученным материалом по Англии, которая поможет легче понять и усвоить новые знания. На последующих уроках её можно использовать при опросе домашнего задания, при повторении и сопоставлении на новых уроках.
Абсолютная английская монархия. Правит династия Стюартов.
Сословия английского общества:
1. Духовенство;
2. дворяне;
3. крестьяне, ремесленники, буржуазия, горожане.
Кризис английского абсолютизма (тяжёлое положение крестьян, развитие буржуазии, рост числа наёмных рабочих)
Английская революция, начало 3 ноября 1640 г. Восстание в Лондоне.
Правильно организованное повторение помогает ученику установить логические связи между вновь изучаемым материалом и раннее изученным, приводит знания в систему, учит мыслить логически, выбирать основной материал, приучает находить необходимый ответ на поставленный вопрос, делать выводы.
Очень важно проводить тематическое повторение в конце каждого раздела. Для этого необходимо отобрать основной материал, даты, события, исторические термины, установить последовательность. Необходимо разнообразить учебный материал, выбирая разные формы заданий — это может быть таблица, кроссворд, обратный кроссворд, работа с картой, соотношение событий и дат, тесты, иллюстрации, портреты исторических личностей и т. д.
Необходимо учитывать особенности учащихся с нарушением слуха, подбирать задания, которые будут интересны, выполнимы. Не все задания, запланированные для общеобразовательных школ, подходят нашим ученикам.
Например, при подготовке повторительно-обобщающего урока по истории Казахстана в 9 классе был составлен материал по повторению, специально составленные для учащимся с нарушением слуха.
Повторительно-обобщающий урок ко второму разделу истории Казахстана, учебник 8 класс,
«Казахское ханство в XVIII веке»
1. Соотнеси правильно.
1. Хан Каип |
правитель Младшего жуза |
2. Иван Чередов |
император Российской империи |
3. Пётр I |
правитель Казахского ханства |
4. Хан Абулхаир |
российский посол |
5. Анна Иоанновна |
дипломат российского посольства |
6. А. И. Тевкелеев |
император Российской империи |
7. Султан Нуралы |
правитель трёх Казахских жузов |
8. Таймас Шаимов |
джунгарский правитель |
9. Галдан Цэрен |
Башкирский старшина |
10. Хан Абылай |
охрана дипломатической миссии |
2. Найди ошибку. Работа по карте.
Крепости Иртышской линии от Омска до Усть — Каменогорска
1. Омск 6. Осморыжский
2. Агаирский 7. Чернорецкий
3. Черлацкий 8. Барнаул
4. Железинская 9. Коряковский
5. Кодырань 10. Змеиногородский
3. Впиши в таблицу историческую личность, события.
дата |
историческая личность (кто?) |
события |
1730 |
|
|
весна 1731 |
|
|
10 октября 1731 |
|
|
1741 |
|
|
1711 |
|
|
4. Определи историческое значение личности
Абулхаира Абылая
1. Способствовал централизации государственной власти.
2. Принадлежит важная роль в разгроме джунгар.
3. Постепенно теряет авторитет среди своих подданных.
4. Пользовался огромным уважением.
5. Российская империя приступила к открытому захвату северной части Казахстана.
6. Привело к началу территориальной раздробленности Казахского государства.
Только разнообразие методов повторения может устранить те противоречия, которое возникает ввиду отсутствия желания у части учащихся повторять то, что ими усвоено однажды. От успешного проведения одного из видов повторения зависит продолжительность и успешность заключительного повторения. Исторические знания, являются важной составляющей учебно-воспитательного процесса, способствуют решению задач становления личности, гражданина и патриота.
Список используемой литературы
Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., Издательство Института профессионального образования Министерства образования России, 1995.
Волкова Т. В. Развитие памяти и внимания. — Ростов-на-Дону, ООО «Удача», 2008.
Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. — М., «Просвещение», 1999.
Зотов Ю. Б. Организация современного урока. — М., «Просвещение», 1984
Запорожец Н. И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории. — М., «Просвещение», 1978
Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. — М., «Владос», 2001
- 11142 просмотра