Пять уроков о Шамиле Шакшакбаеве (4 урок)
Урок русского языка в 11 классе: Изложение
Четвёртый урок из серии: Пять уроков о Шамиле Шакшакбаеве.
Цель урока: развитие речи учащихся.
Задачи
- Обучающие — учить правильно и точно передавать текст, связно излагать мысли в письменной форме.
- Развивающие — развивать навык находить в тексте ответы на вопросы; развивать навыки сравнения и сопоставления; развивать умение выделять главное, существенное в авторском замысле через подбор заголовка; учить составлять сложный план.
- Воспитательные — воспитывать милосердие, толерантность; бороться с равнодушием.
Первый этап урока организационный
Рассказываю детям о нашем земляке Шамиле Тауфиковиче Шакшакбаеве и об уникальном учебном заведении для
Второй этап — подготовка к изложению.
1. Знакомство с текстом.
Дети в нашей
Выбор школы, где будут учиться наши дети, был трудным. Осложнялся тем, что
Мы остановили свой выбор на маленькой двухэтажной школе по соседству, в Заречном посёлке. Посёлок полудеревенский, патриархальный, и школа маленькая, уютная, не будет подавлять наших детей масштабами и многолюдьем.
И уже после этого начались разговоры, консультации, советы всех педагогов. Ведь она объективно существует, никуда от неё не денешься — детская жестокость.
… Летом школьные учителя обошли всех родителей — благо, рядом, в одном посёлке. Потом несколько раз собирали родителей в школе: рассказывали им, объясняли, чтобы они дома с детьми своими говорили, внушали, воспитывали.
И вот — первый день в школе. Я дрожу как осиновый лист. Точно так же бледные ходят по коридорам учителя… Никаких ЧП! Второй день, третий…
Потом мне рассказывали, что там, в коридорах, чуть ли не гонки на колясках устраивают. Мои дети и школьные. И хохочут все! Самая обычная сцена на перемене:
Вы понимаете, не надо прятать этих детей, этих людей… Пусть видят, что есть люди, которым ещё тяжелее. И тогда все поймут, что злом ничего не создашь, никого не победишь.
Учителя пришли к выводу, что школьники стали добрее. Они внимательны не только к своим друзьям из интерната, они стали добрее, внимательнее по отношению друг к другу, уже нет в них иногда свойственного подросткам желания мимоходом показать своё превосходство, оскорбить, унизить.
2. Беседа по прочитанному и составление плана.
Вопросы к тексту:
- Что произошло в
13-й школе? - Почему именно её выбрал Шамиль Шакшакбаев?
- Как вы понимаете выражение «детская жестокость»?
- Как педколлектив готовился к встрече новых воспитанников?
- Почему учителя боялись первого школьного дня?
- Как встретили школьные дети интернатских? Какое чувство родилось в их сердцах?
- Нужно ли изолировать инвалидов?
Примерный план.
I. Что произошло в
II. Выбор школы.
-
1. Детская жестокость — никуда от неё не денешься.
2. Учителя и родители.
3. Первые дни в школе.
III. Школьники стали добрее.
Третий этап
Написание изложения и самостоятельный выбор заголовка из предлагаемых вариантов.
- Содружество.
- Они стали добрее.
- Необычная школа.
Источник: СК ИПК ППК
- 8089 просмотров