Развитие нравственно-эстетических интересов учащегося через уроки музыки
Сапарова Гульнар Мамырбековна учитель музыки, стаж 25 лет, первая категория КГУ «Ленинградская средняя школа № 1» Акжарский район Северо-Казахстанской области |
История педагогики убедительно свидетельствует о том6 что во все времена и у всех народов музыка была важнейшим средством воспитания. В настоящее время в области музыкального воспитания также стоит задача воспитать средствами музыки эстетических и нравственных чувств учащихся, их музыкального вкуса любви к музыке, активно-творческого отношения к ней.
Искусство в воспитании школьников играет особую6 ничем не заменимую роль. Эта особенность вытекает прежде всего из того обстоятельства, что любое произведение искусство в самом себе содержит нравственно-эстетическое начало.
В искусстве нравственное содержание — воспевание добра и осуждение зла — является, можно сказать его душой, смыслом его существования, основной силой его воздействия на человека. Ведь искусство существует не только для развлечения — хотя и развлекательное искусство тоже не может быть изъято из жизни человека. Но все же, в первую очередь, жизненное предназначение музыки в том, чтобы делать человека духовно богаче, умнее, сердечнее, гуманнее, добрее, лучше во всех отношениях. Музыка должна помогать школьнику — формировать его мировоззрение, его нравственно- эстетические идеалы.
Великие деятели искусства всегда стремились к тому, чтобы их творения помогали людям, оказывали благотворное влияние на их жизнь. Великий композитор Глюк сказал: «Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух, но как одно из величайших средств трогать души и возбуждать чувства». В музыке есть особое качество, которое отличает ее от всех других искусств: способность вести одновременно любое число людей по одному, предсказанному композитором руслу, оставляя в то же время каждому возможность найти в этом русле самого себя, пережить нечто особенно ему близкое. Не потому ли, когда человеку очень хорошо или очень плохо, из всех искусств он выбирает музыку. Не потому ли в дни массовых праздников первое место из всех искусств занимает музыка? И миллионы людей слушая одну и ту же музыку, находят в ней самих себя, свои мысли и чувства, свою индивидуальность.
Говоря о музыке, как о сильнейшем виде искусства, воздействующего на формирование личности, нельзя не сказать о том, что когда объединяются все искусства? литература, музыка, живопись, скульптура, театр — все они могут дать человеку намного больше, чем каждое в отдельности. Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства, так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не знаменитым средством формирования их духовного мира.
Учащиеся 6 класса знакомятся с жизнью и творчеством Л. В. Бетховена, в частности с Пятой симфонией, в которой жизнь композитора отражена как в зеркале. Обычно учащихся глубоко захватывает рассказ учителя о трагической судьбе композитора, и им становится понятным, почему его мужественное, героическое творчество так ценили видные деятели.
Нельзя не сказать об уроках музыки в начальных классах. Во 2 классе, прослушивая сюиту Э. Грига «Утро», учащиеся испытывают восторг и восхищение, слышат журчанье ручейка, шелест ветра и мысленно представляют восход солнца. Таким образом, музыка воспитывает умение видеть красоту окружающего мира и формирует эстетические вкусы детей.
Особо хочу остановится на музыкальных произведения Курмангазы «Сарыарка», «Адай», «Балбырауын» прививают детям любовь к родному краю, помогают увидеть красоту казахской земли и воспитывают стремление гордиться землей своих предков.
Как видим, музыка открывает учащимся целый мир высоких чувств, страстей и мыслей. Музыка помогает детям стать духовно богаче, чище, совершеннее. Вот почему без музыки нет и не может быть полноценного воспитания личности.
- 6586 просмотров