Робототехника как проводник STEAM-обучения
Багманова Елена Евгеньевна журналист, ТОО ChangePR, Казахстан, Алматы |
Информационная революция, о наступлении которой так много говорили, уже практически свершилась. Технологические изменения, наблюдаемые сейчас, не оставили в стороне и систему образования.
Промышленная революция, которая началась в XVIII веке, проложила путь к созданию формального образования (системы, которую мы придерживаемся до настоящего времени), когда многие люди не нуждались в высоком уровне образованности: в школах учились только определенные слои общества, которые занимались управленческой и профессиональной деятельностью, а остальные работали на сборочных линиях заводов и фабрик. Однако сегодня любые повторяющиеся процессы (сборка деталей на заводе, работа на конвейере и т. д.) легко выполняются с помощью автоматизации. И, безусловно, в эру, когда многие процессы автоматизируются, возникает вопрос: в какую сторону должна развиваться система образования, чтобы подготовить востребованных профессионалов?
Куда идти?
Митио Каку, американский физик-теоретик японского происхождения и автор научно-популярных книг, наиболее известный, как активный популяризатор науки, считает, что нужна иная образовательная система, которая снабдит детей новыми навыками, необходимыми в XXI веке. По мнению профессора Каку, креативность, критическое мышление и стремление к инновациям будут самыми важными навыками для детей. И в этом плане профессор считает STEM (Science — естественные науки, Technology — технологии, Engineering — инжиниринг, проектирование, дизайн, Mathematics — математика) отличным решением. Также профессор предлагает внедрить творчество (art) в акронимы STEM и трансформировать его в STEAM.
Национальный научный фонд США считает, что «для достижения успеха в новом информационном и технологически развитом обществе ученикам нужно развивать свои навыки в STEM, так как тот уровень знаний и навыков, который был раньше, уже не соответствует требованиям времени». Учитывая повышение интереса к STEM образованию, в ряде стран, таких, как Япония, США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Индия, Китай и Южная Корея, выделяются весомые денежные инвестиции в интегрирование STEM-дисциплин в школах.
Почему STEM?
Возникает вопрос — почему развитые страны прилагают столько усилий для развития STEM? В настоящее время STEM является одним из главных трендов в мировом образовании. Благодаря стремительному развитию технологий появляются новые профессии, повсеместно растет востребованность специалистов STEM. К примеру, в странах ЕС доля трудоустроенных специалистов в данной области увеличилась с 2000 по 2013 гг. на 12%. Также в европейских странах прогнозируется, что спрос на профессионалов в области STEM вырастет к 2025 году на 8%, тогда как на другие профессии — только на 3%. По этой причине развитые и развивающиеся страны придают особое значение продвижению STEM.
Суть STEM-обучения состоит в том, что любому изобретению предшествует создание прототипа, проекта или макета. А для проектирования нужно использовать знания из области нескольких наук, что способствует формированию у ребенка естественно-научной картины мира. STEM также развивает креативность, умение ставить и решать задачи, делать критический анализ и работать в команде.
Какова ситуация в Казахстане?
Большое значение STEM-развитию придают и в Казахстане. Подтверждением тому является обозначенный переход на обновленное содержание школьного образования в контексте STEM в рамках Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 гг. Для реализации новой образовательной политики планируется включение в учебные программы STEM-элементов, направленных на развитие новых технологий, научных инноваций, математического моделирования.
В начале октября в Астане прошел первый в стране фестиваль преподавателей STEM-дисциплин. Его цель — улучшение качества обучения STEM-предметов и создание специальной платформы для учителей, где они смогли бы обмениваться новыми образовательными идеями. Во время фестиваля был организован конкурс с участием 25 педагогов со всей страны. Победители получили возможность принять участие в европейском фестивале, который пройдет в ноябре 2019 года в городе Кашкайш, Португалия.
Но, если оценивать масштабы проникновения новых образовательных методик в целом, то на сегодняшний день развитие STEM-образования в Казахстане все еще находится на начальном этапе. И для внедрения этого подхода в школах нужен важный ресурс — время. Однако, чтобы ускорить этот процесс по опыту развитых стран, развитию STEM-обучения способствует робототехника.
Какая связь между робототехникой и STEM?
Робототехника помогает детям постигать азы естественных наук, учиться мыслить критически и творчески, решать задачи и многое другое. Таким образом, робототехника помогает ребенку быстрее осваивать STEM-подход, и школьнику, который уже посещал кружки робототехники, намного легче постигать точные науки. По мнению, Максима Васильева, тренера LEGO Education Academy и президента Международной ассоциации спортивной и образовательной робототехники (МАСОР), робототехника является своеобразным проводником и способом внедрения STEM в школе. «Робототехника — это не развлечение и дети занимаются роботами не для веселого времяпровождения. Роботы — это образовательный инструмент, который помогает детям учиться. Нам уже сейчас сложно проводить уроки без компьютера. Представляете, какое будущее ожидает нас через 10 лет? Мы не сможем обучать детей по некоторым предметам без роботов».
Максим Васильев советует странам СНГ, в том числе Казахстану, усиливать внедрение робототехники в школах и на уроках дополнительного образования, так как это положительно скажется на продвижении STEM. Поэтому сегодня Министерство образования и науки РК и LEGO Education совместными усилиями реализовывают проект по обеспечению всех школ Казахстана лучшими мировыми образовательными решениями в робототехнических классах.
- 9769 просмотров