9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Родительское собрание: «Где в семье лад, там и ребят хорошо растят»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Бейсекеева Айгерим Елтайевна педагог-психолог КГУ «Леденевская средняя школа Мамлютского района Северо-Казахстанской области»

Бейсекеева Айгерим Елтайевна

Цели:
1. Создать условия для рефлексии опыта семьи на нравственных основаниях.
2. Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях воспитанников.
1. Сделать совместные выводы о значении взаимопонимания в семье, как одном из слагаемых будущего счастья.
1. Тренинг на знакомство (все присутствующие становятся в круг берутся за руки)

Мы — люди, у которых разные имена, разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет мы все матери и отцы своих детей. Кому, как ни нам, знать что для ребенка весь мир — это его семья. Многие из нас строят свою семью.

Что такое семья? (Ответы).

Это слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья — это дом, родители, близкие родственники.

В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ — родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.

Воспитывая ребенка, мы всегда сталкиваемся с проблемами.

Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т. д. Эти отношения определяют психологический климат семьи.

• «Из чего складывается добрая семейная атмосфера?». По кругу родители предлагают свои варианты:

— из уюта, порядка и готовых обедов;
— из добрых отношений между членами семьи;
— из вклада каждого в общее семейное дело;
— из семейных праздников.

А здоровая семья — это семья без конфликтов.

Сегодня наша тема посвящена проблемам семейных взаимоотношений, а именно конфликтным ситуациям.

Ее цель — выстроить модель (мысленный алгоритм) адекватного поведения нас, родителей.

Все, наверное, согласятся, что бесконфликтных семей нет. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не причиняя вреда детям, но и содействуют укреплению взаимопонимания. В других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя. Попробуем сформулировать некоторые причины конфликтов (ответы):

— непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;
— чрезмерная забота родителей о ребёнке, когда родители придерживаются следующего правила: дети созданы для радости (в результате в семье вырастает маленький, а затем большой деспот, привыкший только получать и ничего не давать взамен);
— разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребёнку приходиться маневрировать между требованиями отца и матери;
— чрезмерная строгость к ребёнку и педагогическая злопамятность.

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

Спасибо за ваши ответы, а я хотел бы обратиться к словам И. Д. Вильде «Сколько человеческого счастья разбилось в дребезги только потому, что кто-то кому-то не сказал: «Извини»

2. Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу? Если сможете, то объясните почему?

Задание 1.

Ситуация № 1. Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упреками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям.

Позже раздается телефонный звонок, и родители узнают, что их ребенок задержался по очень уважительной причине.

• Реальная ситуация?
• В чем сложность данной ситуации?

Попробуйте сами ее разрешить

Ситуация № 2.

Юноша влюблен в девушку из неблагополучной семьи, которая очень хорошо учится, примерная, воспитанная и вы узнаете об этом, но вы не одобряете выбор вашего ребенка. Ваши действия? Как вы думаете, важно ли смотреть на семейное положение девочки?

Ситуация № 1.

Ребенку понравилась игрушка, но игрушка очень дорогая он просит ее купить, капризничает. У вас не таких возможностей, чтобы купить данную игрушку. Ваши действия?

Ситуация № 2.

7 ч. вечера (зимнее время). Ребенок задерживается в школе. Одноклассники давно все дома. Приходит домой в 7.30 и начинает придумывать, что его задержала учительница и т. д. Вы знаете, что ребенок врет.

Ваши действия?

Ситуация № 1.

Дима часто злится на своих родителей из-за того, что они его много воспитывают и часто ругают: нельзя много времени проводить на улице, надо чаще мыть руки, не сидеть подолгу у компьютера, почему не учишь уроки, не дружи с Сережей — он до добра не доведет: и так бесконечно: он грубит родителям и демонстрирует неподчинение.

• Как быть в данной ситуации?
• Как найти выход из клубка противоречивых отношений?

Ситуация № 2.

У вашего сына (дочери) появились вредные привычки. Вы почувствовали запах сигарет. Ваши действия? Как быть в данной ситуации?

Ситуация № 3.

Многим из нас хорошо знакомы чувства, которые мы с радостью несем домой, в семью. Кого-то из нас повысили в должности, кого-то наградили или еще что-то в этом роде. Как хочется в этот момент с кем-нибудь поделиться, быть выслушанным.

Сама домашняя среда объективно способствует возникновению доверия и искренности.

Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мама только приехала и сейчас девочка сообщит ей новости за 3 дня.

Но как только девочка входит домой, мама быстро спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость.

Огорченная девочка уходит в свою комнату.

Вывод: Важно не упустить момент, когда мы нужны детям, когда они тянутся к нам, хотят обсудить с нами важные для них вопросы. И это не должно становиться причиной семейного раздора.

• Сообщение психолога что такое суицид, виды суицида (показ презентации)
• Показ видеофильма «Куда уходит детство» (обсуждение с родителями)
• Показ видеоролика «Берегите пожалуйста детство»
• Рефлексия показ видеоролика «13 фраз жизни»
• В конце собрания родителям предлагается на сердечках написать самые лучшие качества своего ребенка, пожелания им
• На стикерах написать Дружная счастливая семья — это... по итогам родительского собрания

Давайте теперь ответим на вопросы:

• Когда вы последний раз наедине по душам разговаривали со своим ребенком?
• Когда в последний раз гладили его по голове?
• Когда в последний раз говорили, что вы любите своего ребенка?
• Когда с любовью и нежностью смотрели в глаза своему ребенку?

Если вы делали это не вчера и не позавчера, то сделайте это сегодня.

Подведение итогов.

Нашу встречу хочется закончить притчей.

Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию.

А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.

Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все. что у нас было, а тебе и дела нет!»

Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».

Свет в окне дома... Какие чувства он вызывает у наших детей? Ра дость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну, вот я и дома»: раздражение — ну, что им надо, чего им не спится: боязнь — как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?

Уходя с собрания, очень хочется, чтобы вы задумались, а какие чувства свет в вашем окне вызывает у ваших детей, которые сами через очень небольшой промежуток времени станут папами и мамами и сами будут зажигать свет в своих окнах.

Памятки родителям

Принципы отношений родителей с детьми

1. Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детским сердцам.
2. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
3. Я — единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.
4. Я часто забываю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций.
5. Я знаю много об окружающем мире. Поэтому Я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.
6. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчать удары судьбы.
7. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, ла ской и нежностью.

Источник: httpss://www.prodlenka.org/roditelskoe-sobranie/1094-roditelskoe-sobranie-vzaimootnoshenija-v-seme.html