Серия последовательных уроков (№ 1, 2, 3) по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие»
Дашковская Евгения Викторовна, учитель русского языка и литературы, 2 квалификационная категория, стаж 18 лет. КГУ «Береславская неполная средняя школа» СКО, Айыртауский район, село Береславка |
Серия последовательных уроков по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие» по семи модулям Программы Кембриджского университета.
План урока № 1
Тема |
Образование действительных причастий |
Общие цели |
— организовать исследовательскую работу; — сделать вывод, как образуются действительные причастия. |
Задачи |
— узнать, как образуются действительные причастия; — научиться образовывать действительные причастия; — развивать критическое мышление; — воспитывать коммуникативную личность. |
Вид урока |
— исследование, работа в паре. |
Критерии успеха |
Я знаю, что такое причастие;
Я умею находить причастие в предложении. |
Ресурсы |
Ватманы, стикеры, фломастеры, учебник. |
|
Действия: |
Знание |
— сообщение задач урока; — проверка знаний о причастии; — обсуждение сложных вопросов. |
Понимание |
Исследовательская работа по новой теме: П. 11. Преобразование темы в разные формы (схемы, таблицы, кластеры и т.д.) Открытый вопрос: «Как вы думаете, почему причастия так называется?» |
Применение |
Применение правила на практике: Упр. 83, 84. Взаимопроверка. Критерии оценивания: — правильность выполнения заданий; — убедительность и аргументированность. |
Анализ |
Работа в парах (По Блуму) Упр. 87 (обсуждение и письменная работа). |
Синтез |
Беседа – итог о действительных причастиях и их образовании. Упр. 86. Слуховой диктант. |
Ожидаемые результаты |
Определение на слух видов причастий. Умение образовывать действительные причастия. |
Рефлексия |
Самооценка: — Что я узнал нового? — Над чем мне необходимо поработать? — Взаимооценка: комментарии групп. Комментарии учителя. |
Домашнее задание |
П. 10, 11. Составить сказку о действительных причастиях. |
План урока № 2
Тема |
Краткие страдательные причастия |
Общие цели |
— выявить взаимосвязь кратких страдательных причастий с краткими прилагательными. |
Задачи |
— формировать личный интерес к теме, а также умение применять знания на практике; — развивать способность актуализации знаний через критический подход к пониманию новой информации; — воспитывать уверенность в себе и понимания ценности своего мнения. |
Вид и форма урока |
Исследование. Дифференцированный подход в обучении. Трехуровневые задания. Работа в паре. |
Критерии успеха |
Я знаю, что краткую форму имеют качественные прилагательные, которые изменяются по родам и числам, но не склоняются, в предложениях являются сказуемыми. Я умею образовывать краткие прилагательные, изменять их по родам и числам. |
Ресурсы |
ИКТ (ноутбук, сотовые телефоны), диаграмма Венна, карточки. |
|
Действия: |
Организационный момент |
Тренинг «Домики ищут детей». Двигаемся в темпе. Что было сложным в этом тренинге? Кем бы вам хотелось стать домиком или жителем? |
Знания |
Задачи урока. Беседа: — Какие были затруднения при выполнении домашнего задания? — Какие есть вопросы по пройденным темам? 2. Работа по карточкам в паре. Задание: образуйте формы настоящего и прошедшего времени действительных и страдательных причастий. Проверь себя! (проверка по ИКТ) |
Актуализация |
Исследовательская работа. Заполнение диаграммы Венна. — Ребята, помогите мне найти ответ на вопрос: в чем отличие и сходство кратких прилагательных и причастий? Последовательность исследовательской работы: Поиск необходимой информации через сотовые телефоны в Интернете. Обсуждение в паре. Представление диаграмм. Всеобщее обсуждение. Итоговое решение. — Сделайте выводы на основании диаграммы Венна. — Сравните с выводами в учебнике. |
Реализация |
Трехуровневые задания. Прохождение всех трех уровней. Работа в паре. Задание 1 уровня: заполнить таблицу краткими причастиями. Задания 2 уровня: перестройте предложения с краткими причастиями. Задания 3 уровня: цифровой диктант. Выпишите номера предложений с краткими причастиями. Проверь себя! (проверка по ИКТ) Критерии оценивания: «5» -задания выполнены без ошибок. «4» - имеются незначительные ошибки. «3» - имеются ошибки (сколько?) |
Синтез |
Конструируем отрывок из стихотворения Ф. Тютчева. Задание: в текст стихотворения вставьте краткие причастия. Предлагаются глаголы околдовывать, очаровывать, опутать, оковать. Проверь себя! (проверка по ИКТ) Итоговая беседа. |
Рефлексия Самооценка Самоконтроль |
Карточка самооценки Имя----------------------- Над чем необходимо поработать----------------------. Что мне понравилось---------------------- Что мне показалось сложным--------------------- Комментарии напарника----------------------- Комментарии учителя----------------------------- . |
Домашнее задание |
П. 16, с. 61 написать эссе на тему: «Что вы можете сказать о характере человека, если его девизом являются слова: сказано – сделано?», употребляя краткие причастия. |
План урока № 3
Тема |
Правописание не с причастиями |
||||||||||||||||
Общие цели |
— синтезировать знания о правописании не с разными частями речи (прилагательными, существительными, причастиями). |
||||||||||||||||
Задачи |
— формировать исследовательский интерес к теме, а также умения и навыки правописания не с причастиями; — учить рассуждать и доказывать, развивать способности активизации знаний; — воспитывать уверенность в себе и понимание ценности своего мнения. |
||||||||||||||||
Вид и форма урока |
Работа в парах и индивидуальная. Интерактивная стратегия «ЗХУ». Кумулятивная беседа. |
||||||||||||||||
Критерии успеха |
Я знаю, как пишется не с глаголами, прилагательными и существительными. Я умею писать правильно не с глаголами, прилагательными и существительными. |
||||||||||||||||
Ресурсы |
Таблицы «ЗХУ», «Учитесь рассуждать и доказывать», «Правописание не с различными частями речи», ИКТ. |
||||||||||||||||
|
Действия: |
||||||||||||||||
Орг. момент |
Тренинг «Пожелание». |
||||||||||||||||
Знание |
1.Активизация прежних знаний: Задание: сформулируйте и задайте друг другу по два вопроса (закрытый и открытый) — Что называется причастием? — Почему причастие - особая форма глагола, а не прилагательного? — На какие виды делятся причастия? — Почему они так называются? — Как образуются причастия? — Что называется причастным оборотом? — Почему краткими могут быть только страдательные причастия? 2. Практическая работа (ИКТ) 1 задание: образуйте действительные и страдательные причастия от глаголов взять и бросать, а затем образуйте краткие формы причастий. 2 задание: разбор предложения с причастным оборотом. Все небо усыпано звездами, весело мигающими. — Почему причастный оборот обособляется? Перестройте предложение, чтобы причастный оборот не обособлялся. |
||||||||||||||||
Понимание |
Новый материал. Сообщение темы урока. Интерактивная стратегия «Таблица ЗХУ» (заполняется индивидуально)
|
||||||||||||||||
Применение |
Учимся рассуждать и доказывать. (стр.62 упр. 136) Упр. 137 грамматическая загадка. Чтение вслух. Переведите на научный язык.
|
||||||||||||||||
Анализ |
Практическая работа: Упр. 139 комментированное письмо (по цепочке). Упр. 140 работа в паре, обсуждение и комментирование ответов. |
||||||||||||||||
Синтез |
Упр. 142 работа в паре. Конструирование новых предложений. |
||||||||||||||||
Оценивание |
Критерии оценивания: Владение навыками правописания не с причастиями. Умение рассуждать и доказывать. Эмоциональность. Креативность. Ожидаемые результаты: 1. Научились ли вы высказывать свое мнение? 2. Научились ли вы обобщать полученную информацию? |
||||||||||||||||
Рефлексия |
Самооценка «Числовая шкала». Обведите число, которое показывает, насколько вы знаете пройденный материал.
|
||||||||||||||||
Домашнее задание |
П. 16 упр. 143, сочините стихотворение о правописании не с причастиями. |
- 12143 просмотра