Тема: Казахская народная инструментальная музыка. Курмангазы
Сапарова Гульнар Мамырбековна учитель музыки, стаж 25 лет, первая категория КГУ «Ленинградская средняя школа № 1» Акжарский район Северо-Казахстанской области |
Цель мероприятия:
- формирование духовной культуры учащегося творческим Курмангазы. научить слушать, анализировать его кию.
- развивать музыкальную грамотность, вокально-хоровые навыки.
- воспитывать через творчество Курмангазы юбовь к родному краю, к прекрасному и интерес к казахскому инструментальному искусству.
Оформление: портрет композитора, рисунок домбры, таблички.
Оборудование: Баян, проигрыватель, магнитофон.
Звучит народный кюй «Айжан кыз»
Учитель: Казахская традиционная инструментальная музыка — это огромное духовное богатство народа, которое накапливалось в течении многих столетии. Кюй — инструментальная пьеса, исполняемая народными музыкантами на различных музыкальных инструментах — кобызе, сыбызгы, домбре.
Содержание кюев разнообразно. Древние кюи — легенды, повествуют о животных или явлениях природы, о том, как музыка может повлиять на жизнь человека, это кюи «Аққу», «Ақсақ құлан», «Нар идирген» в «Қоңыр қаз» и др.
В казахской культуре больше всего сохранилось кюев для домбры они исчисляются сотнями существуют различные региональные инструментальные традиции. Существуют два основных стиля инструментальной музыки — шертпе и токпе.
Токпе — стиль игры распространенный в Западном Казахстане. Кюи в стиле токпе отражают мужественные, волевые образы.
Стиль (шертпе от слова шертіп ойнау — играть щипком) характерен для всех остальных регионов республики.
В ХІХ веке казахская инстументальная музыка переживает пору своего расцвета; развивается индивидуальное авторское творчества кюйши. В творениях кюйши отражаются современная им жизнь, легенды и мифы уступают место автобионрафическим и злободневным темам, в форму содержание кюев вносятся новые элементы. Курмангазы — гениальный композитор кюйши ХІХ века. С имением Курмангазы связаны выдающиеся достижения казахской инструментальной музыки.
Благодаря полным мощи и динамики кюям Курмангазы «Сарыарқа», «Адай», жизнерадостному кюю «Балбырауын», философски глубоким кюям «Алатау», «Кішкентай» (Малый) в мире узнали о казахской музыке.
Звучит кюй Курмангазы «Адай»
Курмангазы обгатил домбровую музыку новыми образами и темами, Расширил палитру выразительных средств национальной музыки.
І ученик: Курмангазы родился в нынешней Уральской области, в семье батрака Сагырбая. Однажды аул Курмангазы посетил знаменитый в то куйши Узак. Заметив одаренного мальчика, Узак становится его учителем. с 18 лет Курмангазы разъезжает по аулам как профессональный музыкант. По молодости Курмангазы, не мог участвовать в вооруженном востании под предводительством Исатая и Махамбета 1836-1838 гг. но он посвятил Этому событию свой кюй «Кішкентай».
ІІ ученик: У Курмангазы был бунтарский, непримиримый характер. В народе его очень уважали. С этим связана история тюремного преследования Курмангазы. Из тюрьмы он совершил побег. Во время вынужденной ссылки Курмангазы побывал во многих местах Казахстана. С этим периодом связано появление таких кюев «Түрмеден қашқан» (Побег из тюрьмы), «Аман бол шешем аман бол» (Досвидания мама, до свидания), «Кісен ашқан», «Машина», «Перовский марш», «Сарыарқа», «Алатау».
Звучит кюй «Аман бол шешем, аман бол»
ІІ ученик: В творчестве Курмангазы, кюй «Сарыарқа» занимает особое место. После побега из тюрьмы он посещает аул знаменитого кюйши Таттимбета. Таттимбет встречает его с распростертыми объятьями. В знак благодарности Курмангазы посвящает кюй «Сарыарқа».
Кюй «Сарыарқа» стал народным, его считают вершиной инструментальной музыки. Поэтому Государственный академический народный оркестр имени Курмангазы заканчивает свой концерт кюем «Сарыарқа».
Гастролируя, впервые в Китае знаменитый оркестр Курмангазы достиг больших успехов.
И когда исполнялся «Сарыарқа» весь зал слушал стоя. Они восприняли его как Гимн народов. Вот она сила музыки.
Звучит кюй «Сарыарқа».
Учитель: Наследие Курмангазы обширно. известно более 50 кюев. У Курмангазы есть последователи и ученики, благодаря которым мы имеем представление об исполнительской школе великого учителя. Это Дина Нурпеисова, Маман, Уахап Кабибожин, Кали Жантлеуов.
И. Нусипбаев. «Домбырасыз сән қайда» — исполняют ученики 5 класса.
- 23191 просмотр