9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Традиционные религии в современном мире

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Ильясова М.А.

Цель урока: ознакомить учащихся с историей развития традиционных религий, и их ролью в современном мире

Задачи:

  1. Образовательная — рассказать об основах вероучения традиционных религий
  2. Воспитательная — воспитание духовно — нравственных ценностей
  3. Развивающая — развитие логического мышления, способности делать самостоятельные выводы

Тип урока: урок — размышление

Ход урока

Не будем утверждать, что основанные на религии моральные системы были идеальны и непогрешимы, ибо невозможно в земных условиях, когда «мир во зле лежит», а человек поражён «первородным грехом», создать идеальные моральные отношения. Однако с полным правом можно утверждать, что любовь к Богу и «страх Божий» во все времена и у всех народов были краеугольным камнем нравственности. Любовь к Богу (богам) звала человека к нравственному совершенству, а страх перед Ним (перед Ними) удерживала людей от безнравственных деяний, именуемых в религии деяниями греховными или просто грехом.

Наша современная, моральная деградация есть прямое следствие духовного и нравственного распада советского общества, основанного на безрелигиозной духовности и столь же безрелигиозной морали. Воспитанные на идеях атеистической духовности, и безрелигиозной морали, мы оказались безоружными и бессильными перед валом лжи, насилия, наглости, беспринципности, религиозной извращённости и откровенного сатанизма.

В Казахстане, представлены все мировые религии (христианство, ислам и буддизм). Каждая из этих религий имеет свою систему морали, хотя между ними имеется много общего; различия же вытекают из особенностей веры.

Самой древней из мировых религий является буддизм, который часть учёных называет даже не религией, а просто нравственным учением. В немалой степени это объясняется тем, что в самом деле, нравственной стороне своего учения Будда уделил особое внимание и считал её основой своего учения, ибо оно излагает основные принципы и нормы добродетельной жизни.

Основы моральной системы буддизма изложены в одной из священных книг — «Дхамманаде». Это фактически учебник нравственной жизни буддиста.

Исходная идея буддизма — это идея нравственного противостояния человека окружающему миру, который несёт в себе бесконечные жестокие страдания и зло. Мир не просто лежит во зле, он пропитан им изначально. Это зло мира непреодолимо и неустранимо. Мир поэтому невозможно переделать, его можно лишь отвергнуть. Спасение человека — в его полном отречении от мира, в его противостоянии миру.

Никакая сверхъестественная сила, которая, возможно, и существует, не способна помочь человеку избавиться от зла мира. Он может помочь себе только сам. Спасение человека есть дело рук самого человека. Это и есть основополагающий принцип буддийской нравственности. Будда поучал своих учеников: «Будьте светочами для самих себя; не спасайтесь ни в каком внешнем убежище; будьте привержены истине как светочу, держитесь крепко истины как убежища; не ищите никакого другого убежища кроме самих себя».

Мир нужно не ломать, а преодолевать моральным способом, т. е. нравственным совершенствованием человека.

В основе этого совершенствования лежит учение о 4-х благородных истинах и восьмеричном пути достижения нравственного совершенства. Восьмеричный путь включает в себя: правильные взгляды, правильные стремления, правильную речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильные усилия, правильные мысли и правильное самообладание. Если человек строго идёт этим путём, то он достигает нравственного совершенства, т. е. он становится способным полностью управлять самим собой, своими мыслями, волей и поступками.

Моральная система ислама особенно убедительно показывает силу и важность нравственного момента в религии. Она как и в других религиях, существует и занимает в нём достойное и очень важное место. Моральные требования к верующему в исламе объединены с требованиями веры и правовыми нормами. Они как бы разлиты по всем священным книгам и прежде всего в Коране и вплетены в повседневную жизнь и быт верующих.

Основы моральной системы ислама изложены в Коране. Здесь определены основные принципы и нормы нравственной жизни мусульманина. Они абсолютно непререкаемы, ибо определены самим Аллахом, продиктовавшим Коран пророку Мухаммеду через архангела Джабраила. Поэтому отцом и источником исламской морали является сам Аллах. Только Он знает, что есть добро и зло. Он — воплощение высшей справедливости, всемогущества и милосердия. Он — нравственная вершина и идеал, достичь которого человек не в силах, поэтому идея богоподобия и богосовершенства для ислама — это кощунственная и греховная идея. Человек слишком мал, слаб и несовершенен, чтобы позволять себе думать о богоподобии.

Критерием нравственности является непоколебимая вера в Аллаха. Во имя верности и послушания воле Аллаха человек должен быть готов пойти на любые жертвы, в том числе и на самопожертвование. Это и есть высший нравственный долг мусульманина, моральный закон его жизни, который можно сформулировать так: «Поступай таким образом, чтобы твой поступок был угоден Аллаху и одобрен им».

Нравственным идеалом для мусульманина является пророк Мухаммед, а его жизнь — неподражаемым нравственным образцом. Именно за высокие нравственные достоинства, великий ум и духовную одарённость Аллах сделал Мухаммеда своим пророком.

Другая священная книга ислама — Сунна — отмечает те высокие нравственные качества, которые характеризовали Мухаммеда с юности и до конца жизни. Он был трудолюбив, скромен, честен, надёжен в любом деле, предан в дружбе. Он всегда был готов придти на помощь другому человеку и поделиться с ним последним. Он не пил, не курил, не уличался в прелюбодеяниях, был примерным мужем и отцом. Перед смертью он роздал всё своё имущество бедным, а своих рабов отпустил на волю. Поэтому авторитет пророка в глазах мусульман непререкаем и можно утверждать, что крепость моральных устоев ислама держится в значительной мере именно на нравственном примере Мухаммеда. Это фактически второй после Корана источник исламской морали.

Более или менее концентрированное выражение моральных требований ислама получили выражение в Шариате — ещё одной священной книге мусульман. В ней определены основные нормы взаимоотношений человека в семье и обществе. Они служат неким гарантом одинаковости поведения верующих в той или иной жизненной ситуации, дисциплинируют их. Закон Шариата суров, наказания за безнравственность строги и бескомпромиссны.

Моральная система христианства-то, какими нравственными качествами должен обладать христианин, Иисус изложил в Нагорной проповеди. К этим качествам Иисус отнёс: сознание христианином нищеты собственного духа и стремление преодолеть её, понимание своего несовершенства и скорбь о нём, кротость и смирение, стремление к правде и чистоте сердца, к миру и согласию с другими людьми, терпеливое перенесение гонений за веру. Только обладающие перечисленными нравственными качествами становятся «солью земли», «светом мира». Только они способны увлечь других на добрые дела.

Ещё одним очень важным моментом в моральной проповеди Христа было то, что он обратил внимание не только на поступок, но и на его мотив и подчеркнул, что в связке «мотив — поступок» мотив играет определяющую роль. Он обратил также внимание на то, что мотив поступка имеет сугубо моральную, а не правовую природу. За поступок судит «Закон», а за мотив — только закон нравственный, ибо правовым оценкам мотив не поддаётся. Поэтому первым делом нравственного воспитания является формирование нравственных мотивов, т. е. нравственного сознания, которое и будет определять характер поступка. Чтобы не убить, не надо думать не только об убийстве, но даже об оскорблении или гневе на ближнего. Поэтому, чтобы не допустить убийства, необходимо подвергать суду тех, кто допускает напрасный гнев на брата своего. Это и будет нравственной профилактикой от убийства. Если человека (мужчину) осуждать за то, что он смотрит на женщину с вожделением, то он будет упреждён от возможного факта прелюбодеяния.

Таким образом, суду правовому должен обязательно предшествовать суд нравственный. Суд правовой есть суд, по преимуществу, человеческий; суд нравственный есть, по преимуществу, суд Божий, ибо первый судит за правовое уголовное преступление, суд второй судит за то духовно-нравственное состояние, которое способно породить уголовное преступление. В первом случае приговор выносит соответствующий орган (суд), во втором — совесть («страх Божий»).

Возможно, у нас ещё сохранился шанс возвратиться к этим нравственным истокам и использовать, очевидно, последний шанс для устроения своей жизни не на правовых только, но, прежде всего, на нравственных принципах и законах. Если мы не используем его, то едва ли можем рассчитывать на лучезарное будущее.

Д/З: написать эссе

Категория: