Творчество М. Жумабаева в преподавании истории и обществознания
Цветкова С.В. учитель истории высшей категории г. Петропавловск Северо-Казахстанской области |
Его называли киргизским (казахским) Пушкиным, сравнивали с Байроном и Шекспиром, говорили, что внешне он
Вряд ли есть смысл сравнивать с
Уникальность творчества Магжана в том, что по произведениям поэта можно изучать историю казахского народа. Стихи, поэмы, проза, знаменитая «Педагогика» служат превосходным материалом для создания образного представления у школьников той или иной эпохи из жизни Казахстана.
О путях внедрения творчества М. Жумабаева на уроках истории повествует данный доклад.
Творчество поэта следует рассматривать в органической связи с конкретной исторической действительностью, с тем сложным периодом, когда происходила невиданная ломка жизненного уклада казахского народа, когда наступала эпоха величайших социальных потрясений.
Автор доклада предлагает несколько путей использования произведений нашего земляка на уроках истории: тематические уроки по творчеству М. Жумабаева, проблемные уроки с использованием произведений поэта; творческие задания; частичное применение стихотворений и поэм в качестве эпиграфов к урокам и др. Остановимся на более подробном рассмотрении некоторых из приемов.
Для эмоциональной окраски урока и показа реальности событий возможно использование строчек из стихотворений как эпиграф к теме.
Например, на уроке по теме «Казахские просветители конца
- «От человека остается след —
Умрет сапожник — ремесло останется…
Поэт умрет — слова родятся в памяти».
А также подойдут строки:
- «Поэт и ученый,
Себе не имеющий равного,
Твои слова останутся навек».
По ходу урока учитель, обращая внимание учеников к эпиграфам, дает короткую характеристику автору срок — М. Жумабаеву, и предлагает почитать стихи Абая.
При изучении
- «Зовет мечта, и мы ей не чужды,
И мы с мечтой своей умеем жить,
Ведь лучшее с мечтою создается,
Вот почему мечте мечтатели нужны».
Стихотворными строками из этого же произведения начинается урок, посвящённый партии «Алаш» и ее руководителям — А. Букейханову, А. Байтурсынову, М. Дулатову в курсе истории Казахстана 9 класс.
- И вот она опять встает, мечта —
Мерилом наших душ и нашей честности!
А этот дом — тюрьма — могила,
А этот дом, чтоб мечта погибла…
Как глуп и туп человек на земле,
Если думал он заточить мечту!
Другой путь внедрения творчества М. Жумабаева на уроках истории — использование целого произведения автора. Цикл стихотворений, посвященных мобилизации казахской бедноты на рытье окопов в 1916 г., дополнит материал учебника 9 класса по теме
На белый батист ложатся не линии красного шелка,
а жемчужины моих слез.
Создать образ борца за светлое будущее народа поможет замечательное стихотворение «Мое желание» при изучении темы «
М. Жумабаев, видя тяжелое положение своего народа, предлагает путь выхода из этого состояния, как и великий Абай, — образование. Что нашло отражение в стихотворении «Всему миру». Данное произведение может быть использовано для образной характеристики народа в курсе истории Казахстана 9 класс.
Но Магжан звал свой народ не только к просвещению, свободе, но и к раскрепощению женщин. Никто так верно не показал горестное положение беззащитной казашки в дореволюционном ауле, как наш земляк, в своих произведениях: «Беззащитная», «Женщина», «Молодая невеста», а так же в рассказе «Грех Шолпан». Используя их на уроках истории в 7 — 9 классах, формируется взгляд на судьбу женщины. Если Абай устами пушкинской Татьяны впервые дал возможность
Еще один путь внедрения творчества Магжана на уроках истории автор доклада видит в проведении творческих уроков, посвященных поэту, в курсе истории Казахстана 9 класс.
На уроках истории возможно использование исторических поэм М.Жумабаева, таких как «Кобыз Койлыбая», «Коркыт», «Батыр Баян», «
Поэтому ее разумно использовать при изучении джунгарских войн в 7–8 классах.
Творчество М.Жумабаева займет достойное место и в курсе «Основы обществознания» 9 класса. При изучении темы «Нации и межнациональные отношения» ставим проблемный вопрос: «Каково место языка в жизни человека и нации?». Среди приводимых на уроке высказываний о языке предлагаем поразмышлять и над словами Магжана. «Язык — переводчик души. Если язык дорог для одного человека, то для нации еще дороже. Нация, которая не имеет своего языка, которая потеряла язык, не может быть нацией. Первый признак, определяющий нацию — это национальный язык. В национальном языке, как в зеркале, отражаются местность, история, быт и нравы нации. В казахском языке отражены то тихая, безветренная ночь, то ураганная желтая степь, длительные перекочевки с места на место, медлительный и спокойный характер народа. Как широка степь, так широк и богат казахский язык». (М.Жумабаев «Педагогика». Учебное пособие.)
Творчество Магжана — всеохватывающая высокая поэзия смелой, гордой личности, устремленной постоянно ввысь; поэзия, достигшая уровня поэтической мысли и культуры мировой литературы. ХХ века. Что позволяет использовать творчество нашего земляка в качестве книги по истории казахского народа.
- 19741 просмотр