Урок черчения: «Сопряжение»
Ефремушкина Н.Б. учитель технологии первой категории ГУ средней общеобразовательной эстетического воспитания № 8 |
Цель урока:
- овладеть методикой построения сопряжений на чертежах,
- найти области применения графических знаний в практике.
Задачи:
- познакомить с внешним, внутренним и смешанным сопряжениями, их применением;
- научить выполнять алгоритм построения сопряжений, соблюдая точность и усидчивость при выполнении графических заданий;
- формировать у учащихся основы графической грамотности и навыков графической деятельности, умение анализировать чертёж и выполнять необходимые геометрические построения;
- развивать пространственные представления учащихся, наблюдательность, глазомер, измерительные навыки и образное мышление.
Тип урока: изучение нового материала
Методы проведения: фронтальный опрос, рассказ с демонстрацией, упражнения.
Опорные понятия: сопряжение; виды сопряжений (сопряжение прямых, сопряжение дуг окружностей, сопряжение прямой и дуги); сопряжение внутреннее, внешнее, смешанное; центр сопряжения; точки сопряжения; сопрягающая дуга; последовательность построения сопряжений.
Оборудование:
- Мультимедийный компьютер для учителя
Мультимедийный проектор
Презентация
Чертёжные инструменты для учителя
Рабочая тетрадь, учебник, чертёжные инструменты
Карточки задания
План урока
Этапы занятия
|
Распределение времени (мин.)
|
1. Вводно-мотивационная часть |
5
|
2. Повторение пройденного материала |
5
|
3. Актуализация |
3
|
4. Сообщение темы, целей занятия, мотивации учебной деятельности учащихся |
2
|
5. Изучение нового материала и практическая часть |
30
|
6. Закрепление темы занятия ( работа по карточкам) |
30
|
7. Итог занятия |
10
|
8. Домашнее задание |
1
|
Ход занятия
1.
Проверка готовности к уроку.
2. Повторение пройденного материала
а) Используя какие способы и приёмы можно провести взаимно перпендикулярные и параллельные линии?
б) Как определить точку касания при построении касательной к окружности?
3. Актуализация
Посмотрите на предметы. Как вы считаете: если мы в всегда использовали только переходы в форме этих предметов острые угловатые или рез¬ко пересекающиеся формы к чему это привело бы? (Учащимся предлагается ответить на этот вопрос) (слайд 1)
В ряде случаев плавные переходы не только обеспечивают удобство пользования деталью, и ее красоту, но также прочность и безопасность.
А решение данной проблемы и определило тему нашего урока «Сопряжение».
4. Сообщение темы, целей урока, мотивации учебной деятельности учащихся
Значение темы «Сопряжения», объясняется распространением скруглений в технических формах деталей машин и строительных конструкций.
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «сопряжение», с видами сопряжений; научимся строить плавный переход между линиями и окружностями.
Сопряжением называется плавный переход одной линии в другую
(запишем определение в тетрадь)
Познавательные сведения. Применение сопряжений настолько разнообразно и многопланово, что перечислить все примеры их использования очень сложно. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Поворот скоростной автотрассы чаще всего имеет форму дуги. Одно направление скоростной трассы должно плавно переходить в другое. Величина радиуса поворота должна быть строго рассчитана с учетом веса и скорости автомашин. Ведь если автомобилист на скорости не «вписался» в поворот, его отбросит центробежная сила, и тогда произойдет катастрофа. Поэтому каждая категория трасс рассчитана на свою скорость и радиусы
Однако сопряжения применяются не только в решении таких сложных проблем, они встречаются в нашей жизни повсеместно.
Чтобы создать рукоятки инструментов конструктор, прежде всего думает о том, чтобы они были удобны для руки (слайд 2)
Посмотрите где ещё применяется сопряжение: в технике, в деталях архитектурных сооружений, музыкальных инструментов.
Назовите и вы предметы, которые также включают в себя плавные переходы линий? (Учащимся предлагается ответить на этот вопрос).
Например, острые выступы на мебели не просто не практичны и не функциональны, а подчас опасны. Поэтому чаще всего мебель изготавливают со скругленными формами.
5. Изучение нового материала и практическая часть. Повторение техники безопасности при работе с чертежными инструментами
Плавный переход может быть разным: скругление углов, сопряжение двух окружностей, сопряжение окружности и прямой. (слайд
Что нужно для построения сопряжения?
- Знать радиус сопряжения (Rc)
- Найти центр сопряжения (Ос)
- Найти точки сопряжения
Попробуем научиться сопрягать элементы деталей. Начнем с самого простого построения — скругления углов. Основа всех таких построений — определение точек сопряжения (точек касания линий), центра сопряжения и радиуса сопряжения.
Объяснение и демонстрация выполнения сопряжения на доске, а ученики работают в тетрадях.
Для скругления острого, тупого и прямого углов применяют общий способ построения (слайд 3)
— От каждой стороны угла /сопрягаемые прямые/ (возьмем скругление прямого угла) проводим параллельные прямые на расстоянии, равном радиусу сопряжения.
— Радиус сопряжения обычно известен и указан на чертеже.
— В точке пересечения этих прямых находится точка О — центр сопряжения.
— Найдем точки сопряжения. Для этого проведем перпендикуляры из центра сопряжения к задан¬ным прямым. Полученные точки являются точками сопряжений.
— Из найденного центра раствором циркуля, равным радиусу со¬пряжения, проведем дугу окружности, /сопрягающая дуга/ являющейся плавным пере¬ходом от одной стороны угла к его другой стороне (слайд 4)
Мы с вами вместе составили алгоритм построения сопряжения. Теперь рассмотрим другие случаи сопряжения (выполнение сопряжения окружностей: внутреннее, внешнее, смешанное, используя таблицу) (слайд5)
6. Закрепление темы урока (работа по карточкам)
Каждому из вас я раздала карточки. И вы сегодня попробуете свои силы в преобразовании предметов при помощи сопряжений.
Ваша задача: выполнить чертеж детали «Кронштейн» с различными видами сопряжений, алгоритм построения которых вы сегодня узнали.
7. Итог урока
Организация выставки работ учащихся.
Посмотрите, какие у нас получились работы. (обращаю внимание на правильность выполнения работ)
Сопряжения в технических деталях, предметах быта, изделиях применяют с целью (слайд 16):
- увеличения прочности;
- удобного и безопасного обращения в работе;
- уменьшения коррозии деталей;
- учёта эстетических требований.
(Учащимся предлагается ответить на этот вопрос).
Спасибо, молодцы. Я считаю, что мы с вами с поставленной задачей занятия успешно справились.
8. Домашнее задание. Выполнить задание № …..стр…. на формате А4 (учебник черчения)
- 44890 просмотров