Урок-экскурсия «Местоимение»
Тимошенко-Савченко Любовь Николаевна учитель начальных классов, высшая категория, стаж 30 лет. Саумалкольская средняя школа№ 1 СКО, Айыртауский район, с. Саумалколь |
Тема: Местоимение. (Слайд 1)
Цели: расширить знания учащихся о местоимении. (Слайд 2)
Задачи:
1. Совершенствование навыков правильного употребления местоимений в речи,
2. Познакомить учащихся с изменением по числам, родам, падежам
3. Развивать зрительную, слуховую память учащихся; развитие устной связной речи учащихся, обогащение словарного запаса. Воспитание внимания, самостоятельности, аккуратности, желания учиться, любви к чтению.
Оборудование: учебники, таблица, интерактивная доска, экран (презентация урока), карточки для групповой работы, костюмы для сказки, сердечки.
Тип: комбинированный
Вид: экскурсия
Ход урока
I. Организационное начало урока
II. Психологический настрой
Ребята! Посмотрите на Солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам, своему учителю и нашим гостям хорошего настроения, радости, успехов!
Сегодня я вам предлагаю провести не просто урок русского языка, а урок — экскурсию. Будем работать в группах. В каждой группе есть спикер и его команда. У нас 3 группы Представьтесь! Узнаем новое о местоимение Ребята, нам прислали пригласительные билеты на экскурсии мы совершим интересные путешествия. А вот где мы побываем узнаете позже.
III. Словарная работа (работа по карточкам, объясняют правописание и правило)
IV. Минутка чистописания
Я, мы, ты, вы, он, она, они. (Слайд 3)
Ребята кто догадался какая тема урока? Правильно. А урок мы начнём со сказки.
V. Сообщение темы и цели урока.
1. Грамматическая сказка. (Слайд 4)
В далёкие времена в одном царстве жили добрые и весёлые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку среди мрачных камней в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье и трудолюбие. Она долго думала, как навредить своим счастливым соседям. И, наконец, она придумала страшную месть. Взмахнула коварной палочкой и сказала:
— Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает!
И в царстве наступил беспорядок... Люди стали мрачными, грустными. Они не знали как вернуть свои имена, как узнать названия того, что их окружало.
И вот однажды в царство случайно попал добрый мудрец. Люди попросили им помочь.
— Хорошо, я помогу вам — А пока я даю вам слова вместо названий и имён, которые забрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я, обращаясь к кому-нибудь, говорите ты, а к нескольким людям — вы, если вас будет много, скажете мы. Рассказывая о ком-то или о чём-то, говорите он, она, оно, если их много — они. Пока удачи!
2. Письмо по памяти. (Слайд 5)
— Прочитайте строки из слов песни и запишите по памяти. Подчеркните местоимения
Я, ты, он, она —
Вместе целая страна.
Вместе дружная семья,
В слове МЫ сто тысяч Я.
3. Повторение.
— Итак давайте вспомним, что мы знаем о местоимении?
1 группа Местоимение — это часть речи. Местоимение........... на предмет, но не........ его.
2 группа Местоимения — я, мы, ты, вы, он, она, они — это........ местоимения
3 группа Местоимения я — мы — .......,
ты, вы — ......,
он, она, они — .......
На какие вопросы отвечает местоимение?
4. Прослушивание стихотворения про местоимение (Ергали Тамирлан)
Применяем слово это вместо имени предмета
Нам на всё оно укажет, но ничьих имен не скажет.
Часто очень применяется, сильно очень изменяется.
Без него, как не крутись, в речи нам не обойтись.
Местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное
Представьте, что нас пригласили в редакцию. Кто работает в редакции? журналисты, корректоры — работники, занимающиеся чтением текста и его правкой, редакторы — самые главные и ответственные лица, а также — секретари — машинистки.
5. Экскурсия в редакцию. Исправь ошибки. Корректор. Придумайте название газет (Слайд 6)
1 вариант.
Коля и Петя делали уроки. С ими был пёс тузик и кот Васька. Они решали задачу. Они играли на ковре. Все были заняты своими делами.
2 вариант.
Коля и Петя приехали в деревню. Перед ими было озеро. Оно красивое. В ём водятся карпы. Они приехали рыбачить. Ч ними были удочки и наживка. Они поймали много их.
3 вариант.
Коля и Петя рисовали. К им пришла девочка. Иё зовут Надя. У ей не было красок. Ани дали ей краски. Ани стали рисовать большую картину вместе. Картина у их вышла хорошая.
(дети придумали названия газет «Айыртауские зори», «Урок-онлайн», «Казахстан»)
6. Экскурсия в Казактелеком «Дешифровка». Телеграмма восстанови текст (Слайд 7)
А вас ждёт новое задание. Представьте, что вы получили телеграмму. Для экономии в них пропущены местоимения. Ваша задача — расшифровать телеграмму, вставляя нужные местоимения. Не забудьте обратить внимание на форму глагола.
... нарисую ёлочку. А... что будешь рисовать? Когда... приедет? Завтра... пойдём на речку. Кого... ждёте? Почему... улетают?
Вечером... читаем сказки. Что... вырезает из бумаги? А... умеете так вырезать? Какую задачу... решают? Куда... идёшь? Завтра... пойду в библиотеку.
Отпустил... рыбку золотую и сказал... ласковое слово. На... старуха взглянула, лишь с очей прогнать... велела.
Текст для проверки:
Я нарисую ёлочку. А ТЫ что будешь рисовать? Когда ОН приедет? Завтра МЫ пойдём на речку. Кого ВЫ ждёте? Почему ОНИ улетают?
Вечером МЫ читаем сказки. Что ОН вырезает из бумаги? А ВЫ умеете так вырезать? Какую задачу ОНИ решают? Куда ТЫ идёшь? Завтра Я пойду в библиотеку.
Отпустил ОН рыбку золотую и сказал ЕЙ ласковое слово. На НЕГО старуха взглянула, лишь с очей прогнать ЕГО велела.
7. Физминутка. Экскурсия в филармонию. Давайте немного отдохнем.
• Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
• Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
• Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
• Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
• Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
• Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
• Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) —
• Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
8. Экскурсия. По страницам загадок. (Слайд 8)
Найти в каждой группе ответ на загадку. (выбрать правильно картинку по родам )
Моё стихотворение — про местоимения...
Утром — так заведено,
Разомкнёшь ресницы, и к тебе идёт ОНО
Розовой жар — птицей.. (солнце)
А стемнеет — ОН придёт: тоненький, смущённый, -
Он на цыпочках войдёт долькою лимонной.. (месяц)
Срок прошёл — плывёт ОНА в пелене тумана.
Вывод: Местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам мужской род — ОН, женский род Она, средний род — ОНО множественное число.. ОНИ
Могут ли личные местоимение изменяться по числам?
местоимение |
Единственное число |
Множественное число |
|
я |
|
|
ты |
|
|
Он, она, оно |
|
|
|
|
Работа в группах
Вывод: Личные местоимения изменяются по числам... я.. мы, ты — вы он, она, оно — они
Таблица. Местоимение и падежи (Слайд 9,10,11,12)
Падежи |
Вопросы |
я |
ты |
мы |
вы |
он |
она |
оно |
они |
И. п. |
кто? |
я |
ты |
мы |
вы |
он |
она |
оно |
они |
Р.п. |
кого? |
||||||||
Д. п. |
кому? |
||||||||
В.п. |
кого? |
||||||||
Т.п. |
кем? |
||||||||
П.п. |
о ком? |
Работа в группах
Вывод: Личные местоимения изменяются по падежам
9. Экскурсия в «Справочное бюро». Знаете ли вы, что...
Местоимений в русском языке немного, всего около 70,но по частоте употребления они занимают 3 место (после существительных и глаголов).
Местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избежать повторений одних и тех же слов в речи. Местоимения в предложении играют роль тех частей речи, которые они замещают.
К местоимениям задаётся тот же вопрос, который бы задали к той же части речи, которую заменяет местоимение.
Местоимения — изменяемая часть речи, при этом у личных местоимений меняется не только окончание, но и вся основа. В старших классах, кроме личных местоимений вы будете знакомиться и с другими.
В старославянском языке слово «местоимение» образовано из слияния сочетаний слов «вместо» + «имени» с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное «в» отпало и получилось МЕСТОИМЕНИЕ.
10. Экскурсия по страницам поэзии. Проверь себя сам (2 раза не записывать местоимение) (Слайд 13)
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах. (А. С. Пушкин)
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льёт печально свет она. (А. С. Пушкин)
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.
Немало, немало на свете ребят,
Немало их в каждой стране.
Они не желают, они не хотят
И слышать о новой войне. (С. Я. Маршак)
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
Никнут шёлковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы, луга и дубравы, —
Я одурманен весной. (С. Есенин)
Проверка записи: он, она, ты, они, мы, вы, я.
VI. Обобщение. Что мы узнали о местоимении?
VII. Подведение итогов
Рефлексия.
Помните в начале урока мы брали один лучик в своё сердечко это был лучик Я+Я= Местоимение МЫ. Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение МЫ. Из сердечек выкладываем большое сердце на доске.
— Спасибо за урок! Успехов вам и хорошего настроения!
- 10357 просмотров