Урок истории: «Происхождение человека»
Туякова А.К. учитель истории гимназии «БЭСТ» г. Петропавловск Северо-Казахстанской области |
5 класс
Общедидактическая цель: обеспечить формирование у учащихся образного представления о появлении, этапах развития человека.
Триединая дидактическая цель:
Образовательная — сформировать знания о происхождении человека, познакомить с наиболее популярными гипотезами по данной проблематике, а именно с эволюционной теорией Ч. Дарвина, религиозной, космической, тотемной, радиационной.
Развивающая — развивать умения учащихся пользоваться литературой: анализировать её, продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока; делать устное сообщение по теме; вычленять
Воспитательная — интерес к историческому прошлому человечества, уважение к представителям различных этнических групп, воспитание толерантности и гуманности.
Сверхзадача — сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала.
Проблема урока — В конце урока ответить на вопрос: какая теория происхождения человека, на ваш взгляд, является правдоподобной?
Методы:
- Словесный — рассказ;
- Наглядный — презентация;
- Приемы критического мышления: «Кластер», «Мозговой штурм», «Пятистишье», «Метод помет»;
Частично-поисковый метод
Основные понятия: теория, эволюция, тотем, тотемизм, религиозная теория, космическая, радиационная, гоминид.
Тип урока: изучение нового материала
1. Презентация, включающая в себя иллюстративный материал, помогающий понять тему
2. Карточки с новыми терминами
3. Учебник «Рассказы по истории Казахстана».
Межпредметные связи: всемирная история, биология, география, литература, религиоведение.
Информационный блок: Учащимся предлагается проанализировать стихотворение и ответить на вопрос: можно ли дать однозначный ответ кто создал человека?
Мотивационный блок: Учащимся предлагается продолжить фразу: «Я думаю, что человек произошел…. «
План урока
- Тотемизм
- Религиозная теория
- Эволюционная теория Ч. Дарвина
- Космическая теория
- Радиационная теория
Ход урока:
1. Организационный момент. Введение в педагогическую проблему.
Деятельность учителя
|
Метод, на что направлен
|
Деятельность ученика
|
2. Подготовка к основному этапу занятий
|
||
2.1 Слайд № 2. Информационный блок: Учащимся предлагается проанализировать стихотворение и ответить на вопрос: можно ли дать однозначный ответ кто создал человека? 2.2. Слайд № 3 Мотивационный блок: Учащимся предлагается продолжить фразу: «Я думаю, что человек произошел…. « 2.3. Целеполагание. В конце урока ответить на вопрос: какая теория происхождения человека, на ваш взгляд, является правдоподобной? |
Применение технологий критического мышления: мозговой штурм. Развития мышления, аналитических способностей, устной речи | Анализ стихотворения Ответ на поставленный вопрос |
3. Усвоение новых знаний и способов действий
|
||
3.1 — Ребята, какие вспомогательные исторические дисциплины могут помочь нам ответить на вопрос урока: кто создал человека? — Что изучают эти науки? |
1. Словесный метод — беседа, направлена на выявления остаточных знаний у учащихся по предыдущим темам | антропология, археология |
3.2. Слайд № 4. Рассмотрите иллюстрацию, согласно этим рисункам, как вы считаете, что думали наши предки, кто является прародителем человека? | 2. Наглядный метод, позволяет развивать аналитические способности у учащихся, прогностические навыки | Ответы на вопрос, работа с иллюстрацией |
3.3. Cлайд № 5. работа в терминологических словарях. Тотемизм — представления древних людей о том, что происхождение человека связано с животным или растительным миром |
Развитие у учащихся зрительной памяти | Работа с терминологическим справочником |
3.4 Работа с учебником стр. 44. Прочитать Казахские легенды о создании мира (1, 2 абзац). Первый вариант пересказывает второму варианту Запись в тетради 1. Теория — Тотемная |
Развитие устной речи, памяти | Пересказ 1, 2 абзаца |
3.4 Слайд № 7 Рассмотрите иллюстрацию, согласно этим рисункам, как вы считаете, что думали наши предки, кто является прародителем человека? | Эвристическая беседа. Наглядный метод, позволяет развивать аналитические способности у учащихся, прогностические навыки |
Ответы на вопрос, работа с иллюстрацией |
3.5. Работа с дополнительным материалом. Найдите общие моменты в религии народов о происхождении человека. |
Прочитать и проанализировать материал ответить на вопросы. | |
Запись в тетради — вторая теория — религиозная (Бог — чудотворец) | Запись в тетради | |
3.6 Работа с видеофрагментом. | Развитие умения делать устное сообщение по теме; вычленять |
Просмотреть видеосюжет и ответить на вопросы на листе. Запись в тетради |
Слайд № 8 Ч. Дарвин Эволюционная теория. 3.7. Работа с учебником стр. 45, прочитать второй абзац пункта Развитие учений о человеке в новое время. Второй вариант пересказывает первому. |
Развивать умения учащихся пользоваться литературой: анализировать её, продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; умение работать в парах. | Работа с учебником. |
3.8 Эвристическая беседа. Слайд № 9 Космическая теория Радиационная теория |
Запись в тетради | |
4. Первичная проверка понимания
|
||
4.1 Мы рассмотрели теории происхождения человека, какая теория на ваш взгляд является наиболее доказанной? 4.2 Какой теории придерживаетесь вы? |
Умение отстаивать свою точку зрения, убедительно излагать мысли. | |
5. Закрепление знаний и способов действий
|
||
5.1 Один учащийся задает вопрос по изученной теме, другой отвечает | Развивать умения учащихся пользоваться литературой: анализировать её, продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; умение работать в парах | |
7.Обобщение и систематизация
|
||
8. Подведение итогов занятия
|
||
9. Домашнее задание | 1. Параграф 13, вопросы; 2. Написать эссе «Моя точка зрения по проблеме происхождения человека» |
|
10. Рефлексия. 12 слайд | Сегодня на уроке я понял… Сегодня на уроке я так и не понял, что… Оцените свою работу за урок…. |
Презентация: «Происхождение человека»
- 23882 просмотра