Урок истории в 10-м классе по теме: «Новая экономическая политика»
Цветкова С.В. учитель истории высшей категории г. Петропавловск Северо-Казахстанской области |
Задачи урока — раскрыть причины введения НЭПа, сущность НЭПа, показать отношение к НЭПу разных слоёв общества советской России.
Основные понятия: «военный коммунизм», гражданская война, новая экономическая политика, идея «НЭП всерьез и надолго, но не навсегда».
Оборудование и оформление: плакат с фотографиями
План изучения темы
- Причины введения НЭПа
- Сущность НЭПа
- Отношение к НЭПу
Ход урока
1. Причины введения НЭПа
Закончив изучать тему «Гражданская война», мы переходим к рассмотрению следующего периода истории Советского государства — периода конец
Этот урок является вводным в тему.
Задача урока — выяснить какие изменения произошли в Советской России, к какой политике они привели, в чем сущность этой реформы и какую оценку она получила в обществе.
Далее учитель предлагает заслушать письмо из 1921 года и одним словом выразить каждое событие, описанное в документе.
Письмо
«Дорогой друг!
Как тяжело жить! Папа сидит дома и не работает. В феврале 1921 года остановились 64 самых крупных завода Петрограда. Рабочие оказались на улице. Многие уехали в деревню в поисках пропитания. Резко упала производительность труда. В некоторых отраслях она достигла лишь 20% от довоенного уровня. Промышленное производство уменьшилось в 7 раз. В полнейшем упадке были транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX века!
Валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня. Резко сократились посевные площади.
Весной и летом 1921 года в Поволжье разразился страшный голод. После конфискации излишков продукции осенью у крестьян не оставалось зерна для посевов. От голода погибло более 5 млн. человек.
Одним из наиболее трагических последствий военных лет была детская беспризорность. По официальным данным в Советской республике насчитывалось 7 млн. беспризорных.
Крестьянские восстания вспыхивают в Тамбовской губернии, в Поволжье, на Дону, Кубани, Урале, Белоруссии, Сибири, Карелии, Средней Азии. Причина — высокая продразверстка, засушливый 1920 год.
Твой друг Н.»
По ходу работы с документом на доске составляются причины введения НЭПа, ученики делают записи в тетрадь.
Исходя из этого на X съезде РКП(б) в марте 1921 года Ленин вводит новую экономическую политику (НЭП). Цель введения НЭПа — решить продовольственную проблему и тем самым сохранить власть большевиков. Но Ленин предупредил, что «НЭП — всерьез и надолго, но не навсегда.»
2. Сущность НЭПа
Каковы основные положения НЭПа, что нового ввели большевики?
Класс делится на группы и выполняет следующие задания: внести изменения в «Военный коммунизм» с позиции
- группа — крестьян
группа — рабочих
группа — интеллигенции
группа — коммунистов
группа — предпринимателей.
На обсуждение 3 минуты.
После обсуждения каждая группа предлагает свои положения по изменению «военного коммунизма» и причины этих изменений.
Учитель по ходу выступления каждой группы заполняет плакат «НЭП», а ученики делают записи в тетрадь.
Военный коммунизм
|
НЭП
|
продразверстка отсутствие денег, натурализация заработной платы национализация всей промышленности запрещение частной торговли запрещение аренды введение трудовой повинности централизация в снабжении и распределении. |
продналог введение твердой валюты переход к денежной зарплате, отмена бесплатных услуг денационализация мелких и средних предприятий разрешение частной торговли разрешение аренды отмена трудовой повинности развитие торговли. |
Учитель продолжает, что при всех положительных моментах НЭПа, он вводился «всерьез и на долго, но не навсегда». Поэтому в руках у государства оставались крупная промышленность, внешняя торговля и право контроля над частным капиталом.
Для закрепления уже полученных знаний о НЭПе проводится тест.
Тест
Определите, какие из перечисленных ниже черт характеризуют военный коммунизм, а какие — НЭП?
- Цель политики — удержать власть путем экономических уступок, предполагающих ограниченное использование рыночных отношений.
- Создание трудовых армий, введение централизованного планирования, отмена оплаты коммунальных услуг.
- Проведение финансовой реформы, подавление инфляции.
- Сокращение Красной Армии с одновременным увеличение финансовой поддержки мировой революции.
- Конфискация предприятий в пользу государства.
- Запрещение торговли.
Тест собирается, либо сразу проверяется, если позволяет время урока.
3. Отношение к НЭПу
Учитель говорит о том, что в январе 1922 приходит очередное письмо.
«Дорогой друг!
Жизнь налаживается! На углу Садовой дядя Петя открыл свою булочную. Помнишь, какие у него вкусные ванильные булочки?! А на соседней улице вновь заработал фотосалон. Вчера из деревни приехала тетка Марфа, будет на рынке продавать сметану и картофель. Отец за чаем
Твой друг Н.»
Учитель обращает внимание на плакат с фотографиями
Перед учениками ставится проблемный вопрос: «Все ли слои населения также приняли НЭП, как автор письма?»
Класс делится на прежние группы с прежней социальной окраской и получает задание: «Объяснить, как отнеслись к НЭПу разные слои населения Советской России.»
Время на обсуждение
После обсуждения в группах, выслушивается позиция каждой группы. Примерные позиции:
- Рабочие: Частично согласны с положениями НЭПа, но сохранялась безработица, низкий жизненный уровень, отсутствие жилья.
Крестьяне: Недовольны ограничениями в развитии хозяйства.
Интеллигенция: Недостаток политической свободы.
Коммунисты: НЭП — капитуляция, предательство идеалов Октября.
Городские и сельские предприниматели: Недовольны экономическими санкциями и отсутствием гарантий.
Таким образом, в Советской России в 1921 году была введена новая экономическая политика, но не удовлетворила все слои населения, так как вводилась «всерьез и надолго, но не навсегда»
На последующих уроках будет проходить дальнейшая отработка положения НЭПа.
Выставляются и комментируются оценки за урок. Дается домашнее задание.
- 22047 просмотров