Урок по технологии в 7 классе: Художественная обработка металла. Гравирование
Нихаенко Вадим Николаевич учитель технологии Арыкбалыкской средней школы Айыртауского района Северо-Казахстанской области республики Казахстан |
Цель урока: совершенствовать знания, умения и навыки учащихся по художественной обработке металла.
Образовательные задачи: изучить виды художественной обработки металлов научить их выполнять гравирование на металле; выполнить практическую работу: «Выполнение украшения гравированием на металле».
Развивающие задачи: развивать творческие способности учащихся, заинтересовать их техникой филиграни, художественной ковкой, гравированием, техникой гильоширования; вызвать желание детей выполнять гравирование, внося в каждое украшение свое индивидуальное, оригинальное творчество, развивать художественный вкус.
Воспитательные задачи: учить учащихся аккуратности, бережливости, внимательности, ответственности, точности, взаимопомощи.
Оборудование урока: металлические пластины, резаки, штихели, набор рисунков, готовое панно из металла, выполненное гравировкой.
Ход урока:
I. Организация класса
II. Тестовая работа по художественной обработке древесины
Тест:
1. Предпочтение при резьбе отдается древесине:
а) сосны; б) березы: в) липы; г) дубу; д) груше.
2. Более сложной по исполнению является резьба:
а) рельефная и скульптурная; б) ажурная и геометрическая;
в) геометрическая и рельефная; г) скульптурная и ажурная;
д) геометрическая и рельефная.
3. Как называется вид мозаики из фигурных пластинок фанеры (различных по свету и текстуре), которые наклеиваются на деревянную основу:
а) инкрустация; б) гравировка; в) маркетри; г) ажурная резьба; д) интарсия.
4. Пирография — это вид художественной обработки древесины:
а) резьба; б) выпиливание; в) гравировка; г) выжигание; д) маркетри.
5. Тонкий верхний слой древесины или нанесенного на нее покрытия снимается резцом, образуется рельефный рисунок — это:
а) гравировка; б) инкрустация; в) резьба; г) маркетри; д) мозаика.
III. Изучение нового материала (объяснение материала, демонстрация, презентация).
1.Художественная обработка металлов была популярной еще в глубокой древности. Человек научился использовать металлические предметы в бытовых целях, позже появились украшения.
Сначала человек использовал для художественной обработки только золото, затем постепенно стал применять серебро и другие металлы и сплавы.
Древние умельцы из поколения в поколение бережно передавали свои знания и практические приемы работы, что позволило сохранить и довести до наших дней искусство декоративной и художественной обработки металлов.
2. Техника филиграни было известна в давние времена. Для создания ювелирных изделий тонкие нити из драгоценных или цветных металлов скручиваются и образуют веревочку, которая напоминает плотно уложенные в ряд зернышки. При помощи разных технологий филиграни создаются ювелирные украшения: кольца, серьги, шкатулки, вазочки, солонки.
Искусство изготовления из проволоки тончайших кружев называется сканью.
Название это произошло от слова «скать», что означало «скатывать», «скручивать», «сучить». Эта техника известна под названием филигрань, пришедшим из французского языка. Чем тоньше проволока и чем туже, круче она ссучена, тем красивее изделие.
3.Чеканка — на металлах при помощи специальных инструментов- чеканов выбивают красивые изображения. При этом появляется определенный рельеф, который и создает полную картину узора. Виды чеканки: ажурная, плоскостная, объемная.
4.Металлопластика — техника чем- то похожа на чеканку, но вместо ударов по чекану для создания изображения используется выдавливание.
5. Художественная ковка — кузнечное дело получило распространение на Руси еще в 12-м веке. Сейчас кованые изделия ручной работы широко применяются в архитектуре, дизайне помещений, приусадебных участков.
В основном, это кованые заборы и решетки, карнизы, перила.
6.Гравирование — один из видов древнейшей художественной обработки металла. Хроника гравировки металла насчитывает несколько тысячелетий. Археологи уже многие годы находят различные бронзовые поделки и украшения с искусной гравировкой, выполненные кавказскими художниками-граверами уже в начале первого тысячелетия до н. э. Зачастую этими предметами являются оружия, а именно боевые топоры, кинжалы, украшения гравированным орнаментом или изображениями животных.
Прекрасные образцы изделий с искуснейшей гравировкой на различных видах металла оставили нам мастера древнего Пскова, Новгорода, Москвы, Киева и других городов.
Гравированием получают красивые изделия, панно, украшения. Гравировка придает вещам уникальность и неповторимость Его сущность — нанесение линейного рисунка или рельефа на металл при помощи штихеля. В переводе с немецкого языка «штихель» означает резец.
Резец прорезной или мессерштихель с тонким узким клиновидным лезвием, как у ножа, служит для подрезки и нанесения тонких линий и рисок. Резец вырезной или шпицштихель, с тонким лезвием и слегка выпуклыми блоками — основной штихель гравера для вырезания прямых и криволинейных штрихов.
Резец радиусный или боллштихель, с закругленной нижней рабочей частью, применяют при гравировании углублений, круглой и полукруглой выборке, для доработки украшений и шрифтовых работ. Плоский резец или фляхштихель, служит для снятия больших плоскостей. Используется он и ювелирами для доработки и монтировки украшений, выравнивания плоскостей.
Предназначенную для гравировки поверхность металла зачищают мелкозернистой наждачной бумагой и полируют пастой или же покрывают масляной краской. Рисунок можно нанести карандашом или процарапать стальной иглой.
7. В технологии художественного граверного мастерства различают:
а) плоскостное гравирование, при котором обрабатывается только поверхность;
б) обронное гравирование (трехмерное), позволяет добиться объемного рисунка.
8. Назначение плоскостного гравирования — декорирование (украшение) поверхности изделия путем нанесения контурного рисунка или узора, сложных, портретных многофигурных или ландшафтных тоновых композиций, а также исполнения различных надписей и шрифтовых работ.
9. Обронное гравирование — это способ, при котором создается рельеф или даже объемная скульптура из металла. В обронном гравировании выделяют два варианта: выпуклое гравирование, когда рисунок рельефа выше фона
(фон углублен, снят) и углубленное гравирование, когда рисунок или рельеф режется внутрь.
10. Гравирование придает особую оригинальность вещам, можно выполнять надписи на кольцах, браслетах, посуде.
У вас на столах карточки по технике безопасности и карточки по технике выполнения гравировки, изучите. Это необходимо вам для выполнения практической работы. (после изучения распишитесь в журнале по технике безопасности).
Техника выполнения гравировки:
1.подготовить заготовку, поверхность покрасить;
2.рисунок тщательно прорисовать маркером или карандашом;
3.подготовить граверы, штихели, резцы;
4.резцом соскабливают слой краски по контуру, вырезая рисунок.
Техника безопасности при выполнении гравировки:
1.инструмент удерживают указательным и большим пальцами, рука опирается на средний палец;
2.соскабливание производят движениями от себя;
3.при малейшем выкрашивании режущей кромки штихеля, прекратить работу и заточить штихель, так как тупой штихель при соскальзывании с заготовки может поранить руку, поддерживающую заготовку;
4.ручка должна быть исправна, т. к в случае поломки ручки хвостовик мгновенно вонзится в ладонь правой руки;
5.при изменении направления рисунка, разворачивать предмет, но не менять направление руки;
6.нельзя оставлять резец в положении острием вверх;
7.сметать стружки щеткой-сметкой.
IV. Практическая работа учащихся: «Выполнение украшения гравированием на металле»
Вводный инструктаж:
1. последовательность выполнения (карточки на столах);
2. подбор инструментов;
3. техника безопасности при выполнении гравировки на металле (карточки на столах).
Текущий инструктаж:
1. индивидуальная помощь учащимся;
2. контроль за последовательностью выполнения работы;
3. соблюдение техники безопасности.
Заключительный инструктаж:
а) оценка выполненных работ; б) анализ успехов и допущенных ошибок учащимся; в) отметить наиболее творческие работы.
V. Домашнее задание
VI. Итог урока, оценки за урок
VII. Уборка кабинета
- 13076 просмотров