Урок русского языка в 2 классе: «Имя прилагательное»
Крюкова Ксения Андреевна, учитель начальных классов базовая категория, стаж до года, КГУ «Сокологоровская средняя школа» село Сокологоровка района имени Габита Мусрепова, СКО |
Мақсат / Цель: формирование представлений об имени прилагательном как части речи, распознавание прилагательных по значению и вопросам, понимание роли прилагательных в речи.
Құрал-жабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия: учебник, тетрадь, картинки.
Сабақ түрі / Тип урока: изучение нового материала.
Межпредметные связи: ИЗО, познание мира, литература, математика.
Планируемые результаты:
Предметные: умение различать прилагательные, понимать их значение, ставить вопросы: какой? какая? какие? Различать прилагтельные, близкие по значению;
Личностные: проявление любви, добра, отзывчивости к близким и родным;
Системно-деятельностные: осуществление наблюдения за признаками имени прилагательного, использование приемов сравнения языковых фактов, умение делать выводы и обобщать по теме.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка задач урока
3. 1 этап урока: Мотивация к деятельности
Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.
Приветствие. Сообщение темы и цели урока.
Постановка учебной задачи урока. Какая часть речи называется именем прилагательным? Какова роль прилагательных в речи? Какие прилагательные называются близкими и противоположными по значению?
Минутка чистописания. Словарно-орфографическая работа.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы, как всегда, шли в школу. Но кто из вас заметил, как прекрасен мир, который нас окружает? Какие краски вы увидели вокруг себя? Как описать наш разноцветный мир? Какая часть речи придет к нам на помощь? Как вы думаете? Что это будут за слова? Сегодня у нас в гостях эта удивительная часть речи, которая помогает нам в этом. Она называется...
4. 2 этап урока: Учебно-познавательная деятельность
Цель: освоение содержания темы.
Актуализация знаний учащихся.
Упр.389. Определение темы: о чем говорится в тексте? Какие слова в тексте обозначают признаки и отвечают на вопрос каким?
Если б все на свете было
Одинакового цвета.
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все округ нас будет
Удивительным и разным.
(Е. Руженцев)
Какова роль слов-признаков в нашей речи? (Слова-признаки характеризуют предмет, они делают нашу речь яркой, живописной)
К какой части речи относятся эти слова?
Работа над новой темой.
Наблюдение за словами, которые обозначают признаки предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какие?
Серый, хищный, голодный... кто это?
Рыжая, хитрая, ловкая... кто это?
Яркое, жаркое, золотое... кто это?
Учащиеся отгадывают предмет. Какие слова помогли вам отгадать предмет?
Это имена прилагательные.
Вывод: слова, которые обозначают признаки предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какие? называются имена прилагательными. Имена прилагательные делают нашу речь яркой, образной. Докажем это.
Работа по картинкам (раскрашенным и нераскрашенным), упр.391.
Учащиеся сравнивают картинки, составляют устно рассказ по нераскрашенной картинке (без прилагательных), затем по раскрашенной, добавляя в свой рассказ имена прилагательные с помощью вопросов:
Какой луг? Какая трава? (луг зеленый, трава зеленая)
Какая рубашка? (рубашка желтая)
Какие шорты? (шорты синие)
Какая собачка? (собачка маленькая, черная)
Какие цветы? (цветы красивые, красные)
Какой рассказ получился лучше, интереснее, ярче, живописнее? Какие слова помогли в этом рассказе? Как называются эти слова, которые, обозначают признаки предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какие?
Развитие умения сравнивать прилагательные, близкие и противоположные по значению.
Предлагаются упражнения:
1) по анализа прилагательных: День прекрасный, хороший. Солнце яркое, жаркое, огненное. Утро солнечное, светлое, яркое. Вечер холодный, зябкий, прохладный. Заря алая, красная, багровая.
2) по выбору из двух прилагательных, близких по значению, подходящего по смыслу:
1. На лугу стоял (большой, огромный) стог сена. 2. Пришли (безжалостные, жестокие) морозы. 3. Промчался (скорый, торопливый) поезд.
При работе над синонимами (термин не вводится) важно, чтобы учащиеся заметили разницу в смысловых оттенках слов. Так при, работе с синонимами: следует указать, что их выбор определяется существительным: если со словом стог можно сочетать большой и огромный, то со словом морозы сочетается слово жестокие, а со словом поезд — скорый, а не торопливый.
Прилагательные, противоположные по значению, хорошо демонстрируются при работе над пословицами: 1. Чужая сторона — дремучий лес. 2. Маленькое дело лучше большого безделья. 3. С хорошим другом горы свернешь, с плохим — горя хлебнешь. 4. Лучше печальная, правда, чем радостная ложь. Содержание пословиц становится материалом и для воспитания учащихся: работа над раскрытием значения пословиц, их использование в определенных жизненных ситуациях.
3 этап урока: Интеллектуальные преобразования
Цель: выполнение практических заданий: информативных, импровизированных, эвристических.
Творческая работа, написать текст-загадку о зверьке, упр. 394. По каким словам можно найти отгадку? Отгадай, кто это?
На доске появляются изображения зверей и текст, который следует дополнить прилагательными.
Этот (какой?)... зверек живет в.... У него (какие?) ... ушки, (какой?) ... хвост. Шубка у зверька (какая?).... Его любимая еда — .... По своим повадкам зверек (какой?) ... .
Понятно ли, о каком зверьке идет речь? Какие слова, какой части речи нужно добавить, чтобы мы узнали зверька. Учащиеся добавляют слова-прилагательные, описывая выбранного зверя:
У зверька острые ушки, мягкая шубка, длинный хвост...
Индивидуальная работа, упр. 402. Сравни предметы. Допиши прилагательные, противоположные по значению.
По величине: Слон большой, а воробей (какой?) .... .
По вкусу: Лимон кислый, а конфета (какая?) ... .
По высоте: Тополь высокий, а куст (какой?) .... .
Угадай, кто это? Упр.403. На интерактивной доске появляются герои детских книг. Учебная задача: подбери прилагательные для характеристики героев. Только при правильном ответе герои занимают свое место рядом с надписью.
Мальвина — девочка с голубыми волосами.
Айболит — добрый доктор.
Винни-Пух — веселый медвежонок.
Буратино — деревянный человечек.
4 Этап урока. Сабақты қорытындылау / Итоги урока: Рефлексия
Цель: оценка уровня усвоения планируемых результатов.
Подведение итогов урока: Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?
Результаты учнебной работы:
Предметные: умеют различать прилагательные, понимать их значение, ставить вопросы: какой? какая? какие? Различают прилагательные, близкие по значению;
Личностные: проявляют любовь, добро, отзывчивость к близким и родным;
Системно-деятельностные: осуществляют наблюдения за признаками имени прилагательного, используют приемы сравнения языковых фактов, умеют делать выводы и обобщения по теме.
5. Үйге тапсырма беру / Задание на дом (упр.407, правило)
- 12547 просмотров