Урок внеклассного чтения в 11 классе
Кузнецова Светлана Геннадьевна учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории высшего уровня КГУ «Каменнобродская средняя школа» с. Каменный Брод Айыртауского района СКО |
Тема: «Как важно вовремя успеть» (по рассказу Б. Екимова «Пара осенней обуви»)
Цель: знакомство с рассказом, выявление его идеи.
Задачи: развивать навыки выявления темы и идеи рассказа; развивать представление учащихся о литературе ХХ века; воспитывать у учащихся уважение к матери, стремление заботиться о ней.
Оборудование: портрет Б. Екимова, коллаж, «сердце признаний».
Музыкальное оформление: песня в исполнении Т. Гвердцители «Мамины глаза»
Эпиграф:
«Чудо может обнаружить себя во всём.
В улыбке, в веселье, в сказанном вовремя нужном слове.
Чудо — это каждый случай, зависящий от нашей человеческой воли и наполняющий нас сознанием счастья».
А. Грин
Ход урока
I. Оргмомент. Создание позитивного эмоционального настроя учащихся
II. Побуждение
Часто приходится слышать «чудо», «чудом спасся». Как вы думаете, может ли оно быть — чудо в обычной, повседневной жизни?
Заполнение «дискуссионной карты».
Да
|
Нет
|
Открывается эпиграф (он был скрыт). Объясните смысл слов писателя А. Грина. (чудо зависит от воли людей, от их восприятия мира и самих себя. Чудо не приходит извне, оно как бы продукт нашего сознания.)
III. Объявление темы урока
IV. Знакомство с личностью писателя
Ученик, получивший предварительное задание, рассказывает о жизни и творчестве писателя Б. Екимова.
Прочитайте высказывания писателя и составьте его «портрет».
*«
*Хорошая литература сродни религии. Что такое религия? Это попытка заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою короткую жизнь пристойно».
*«Писатель должен ценить всё: улыбку природы, дерева, женщины. Нам дана прекрасная, замечательная, но очень короткая жизнь. Но, к сожалению, это о нас ведь сказано: «В мире был, а мира не познал…»
*«Профессия литератора нынче меня не кормит, не поит, но, по силе возможности, остаюсь при ней. Дело в том, что это ремесло избирал я не ради хлеба насущного. В русскую литературу, так уж повелось изначально, идут не ради сладкого куска. Причины иные. Осмелюсь сказать, более высокие. Отказываться от них не стоит».
*«Профессия моя не ораторская. Она требует разговора наедине. Разговора предельно честного…»
V. Чтение рассказа по частям
1. Объясним заглавие рассказа. (Пара осенней обуви — вещь обыденная. Видимо, за этой обыденностью скрыт высокий смысл.)
Чтение первой части (до слов «Мама, а тебе что привезти? Може, платок?»).
— Почему Мартиновна не делает никаких заказов уезжающим детям? Почему о ней вспоминают в последнюю очередь? (материнская любовь бескорыстна, она не требует подарков, потому и воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Взрослые дети за своим повседневными хлопотами часто забывают о своей постаревшей матери. А мать ничего и не просит.)
Чтение второй части (до слов «Невестка уже не слушала её»)
— Что стоит за молчанием Ольги? (Ольга не слышит свекровь. Она поглощена просьбами соседок, подруг, предстоящей поездкой. За её молчанием стоит равнодушие)
Чтение третьей части (до слов «И уже начали думать о доме, о детях, о домашних делах»)
— Как вы думаете, вспомнят ли Алексей и Ольга о матери?
Чтение четвёртой части (до слов «Себе так набрала… А матери калоши»)
— Вам понятна обида Алексея? Как вы думаете, что сделает Алексей? (Обида Алексея понятна, ведь матери ещё ничего не купили, а Ольга набрала два чемодана нарядов и детям, и себе, и деревенским своим подругам. Ольга предлагает купить старухе калоши — удобную деревенскую обувь. В Алексее просыпается сыновняя обида за мать, обойдённую вниманием)
Чтение пятой части (до слов «И всё успокоилось. Всё пошло своим чередом. Таллинн, экскурсии, потом самолёт — и домой»)
— Как вы объясните поведение Алексея в магазине? А реакцию Ольги на покупку Алексея? (Алексей смущён и стоимостью подарка, и откровенной издевкой продавщицы. Но всё же
Чтение пятой части (до конца рассказа)
— Почему заплакала Мартиновна? (Ботики напомнили ей и её горькую молодость, совпавшую с войной, и умершего мужа (вдовий плат!), и её приданое — те ловкие на ноге, нарядные трофейные ботики, что пришлось ради детей выменять на картошку)
— Объясните комок в горле у Алексея и слёзы на глазах Ольги. (Сын и невестка понимают свою вину перед матерью, свой эгоизм: ведь о ней то, о матери, вспомнили в последнюю очередь, спохватившись.)
Послушайте стихотворение А. Дементьева.
Как важно вовремя успеть
Сказать
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! —
Ведь всё порушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надёжное подставить!
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить
Не замечая, что обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает души.
Того, чья жизнь обнажена.
— Какова главная мысль стихотворения? Как оно связано с прочитанным нами рассказом? (поэт говорит, что важно успеть выполнить свой долг вовремя, иначе можно опоздать. Нередко навсегда. Алексей успел выполнить долг перед матерью при жизни. Бытовая покупка — пара осенней обуви — вызвала в нём и чувство вины перед матерью, и детскую нежность к ней)
Вернёмся к эпиграфу. Грин говорит о чуде. Какое чудо произошло в рассказе? Но Грин говорит и о счастье! Чем счастлив Алексей?
Вспомним библейскую притчу о блудном сыне. Не напоминает ли её история Алексея? (Алексей — тоже блудный сын, только заблудился он не в далёких странах, в компании весёлых женщин, а в повседневности, в бытовых хлопотах. Покупка обуви для матери показала, как много в Алексее ещё любви, сыновней нежности)
V. Рефлексия
Урок наш называется «Как важно вовремя успеть». К сожалению, наши матери не всегда будут с нами. И не хотелось бы, чтобы слова любви и признательности прозвучали слишком поздно. Поэтому я предлагаю вам написать вашим мамам признания в любви. Эти признания ваши мамы получат потом на выпускном.
Эмоциональной точкой урока станет песня «Мамины глаза» в исполнении Т. Гвердцители.
VI. Подведения итогов урока, выставление оценок.
- 11817 просмотров