Активизация познавательной деятельности детей посредством использования дидактических игр на занятиях в подготовительном классе
Емельянова Валентина Михайловна воспитатель класса предшкольной подготовки первая квалификационная категория КГУ «ОСШ № 1 им. М.Горького» педстаж 30 лет. Карагандинская область, г. Балхаш |
Из опыта работы
Известные педагоги и психологи выражали, каждый в своё время, значимость и направленность дидактической игры на активизацию познавательной деятельности детей, рассматривая их в
- игры для развития мышления,
- игры для развития личности дошкольника.
— Дидактическая игра — пространство внутренней социализации ребёнка, средство усвоения социальных установок, — считает
— Дидактическая игра — косвенный метод воздействия, когда ребёнок не ощущает себя объектом влияния взрослого, но принимает правила игры, без которых её организация невозможна. В процессе игры дети сами ставят перед собой задачи и решают их. Дидактическая игра — это то средство, когда воспитание переходит в самовоспитание, -утверждает
Современная педагогическая теория ориентирует работающих в ПК педагогов на использование поисковых исследовательских методов обучения.
— Ребята, хотели бы вы отправиться в путешествие по миру диких животных?.. Отправляемся!
— А домашних? Пожалуйста!
— Хотите в космос?.. Да?.. Вот и встреча с инопланетянами, попавшими в беду!
— А о чём это просит в своём письме нас пёс Верный?.. Окажем и ему помощь!
И, конечно, все эти путешествия, исследования, превращения становятся эффективными для обучения дошкольников, благодаря дидактической игре.
Дидактическая игра в подготовительном классе применяется на всех видах занятий. Но подготовленный ли в дду, домашний ли ребёнок, настроен родителями на обучение грамоте и математике. Дидактических игр для успешного освоения этих компетенций — множество! И они используются в ПК. Но дошкольник рассеян, порой невнимателен на занятии. Знания его об окружающем мире довольно посредственные. Словарь его недостаточно богат. Он не может описать картинку или игрушку, пересказать короткий текст. Хотя интеллектуальная база его подспудно пополнялась, благодаря пассивному созерцанию телепередач, участию в компъютерных играх. Не все дети приходят в ПК «молчунами».Есть и «говоруны», перебивающие педагога во время объяснения нового материалы фразами:
— И у нас дома.;
— А моя мама.;
— У нас тоже есть собачка…
Немалых усилий стоит направить их потоки слов в нужное русло, не обидев при этом ребят.
Закреплять дошкольнику знания, получать новые, пополнять словарь как раз в увлекательной форме и помогают дидактические игры, в которых он участвует на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и прочих.
Несомненной ценностью для активизации познавательной деятельности на таких занятиях являются дидактические игры с использованием наглядного материала:
— Кто увидит и назовёт больше.
— Кому что нужно? (о профессиях)
— Что изменилось?
— Что из чего сделано?
— Найди пару.
— Чудесный мешочек.
— Магазин игрушек.
— Назови дорожный знак.
— Когда это бывает?
— Что сначала, что потом?
— Кто это? (о диких и домашних животных)
— Зоологическое лото.
— Кто как кричит?
— Чьи детки?
— Кто где живёт?
Причём, и игрушки, и иллюстрации использую в этих играх в новом ключе, а действиям со схемами, таблицами, муляжами ребёнок сталкивается впервые. Дошкольник получает при этом навыки самостоятельной работы с ними.
А возможно ли проведение дидактических игр без наглядности? Да. Только это другие игры. Будоражащие сознание, развивающие память, мышление, воображение словесные дидактические игры:
— Скажи наоборот.
— Большой — маленький.
— Что лишнее?
— Кто лишний?
— Летает — не летает.
— Съедобное — несъедобное.
— Да — нет.
— Что было бы, если…
— Был бы я волшебником…
— Цветик — семицветик.
Оба вида игр использую, как непременную часть занятий — презентаций «Удивительный мир животных», «Путешествие в мир животных», «Космическое путешествие», созданных мной, как и увлекательных для ребят
Широкое применение дидактических игр перекликается с современными нововведениями в образовании, основанными на программе, разработанной центром Педагогического мастерства (АОО Назарбаев интеллектуальные школы) совместно с экспертами университета Кембридж. 7 модулей, предлагаемые к применению на прогрессивных курсах. Они оказались приемлемыми и для дошкольного образования, конечно, не в полном объёме, с учётом возраста обучаемых.
— Новые подходы в обучении: игру «Молекула такси» для отбора детей в подгруппы уже проводим, работу в группах (по 5–6 человек) используем.
— Критическое мышление: игры «Цветик — Семицветик», «Что было бы, если…», «Был бы я волшебником…» на синтез и анализ — Таксономия Блума, а ещё — это наш родной и любимый педагогами — дошкольниками ТРИЗ, давно его приёмы ввели и успешно применяем.
— Оценивание для обучения: ни одно занятие для дошкольников не обходится без поощрения, как устного, так и вещественного (фишка, картинка
— ИКТ (
— Обучение одарённых детей (усложняем задания, применяем индивидуальные карточки для них).
— Над обучением в соответствии с возрастными особенностями и лидерством в обучении размышляем, найдётся и им применение. Пока обдумываю их использование, чтобы, как в медицине, не навредить.
Проходит первая четверть, а перечисленные выше дидактические игры дети уже запомнили. Предлагаешь поучаствовать в
Дети не только с удовольствием участвуют в дидактических играх, но и делают открытия, благодаря им. Не первый год используя дидактические игры на занятиях, вспоминаю прошлые, радуюсь сегодняшним. Так, ныне ученик 3 класса Артур не имел представления об инее. А после игры «Волшебное путешествие Капельки», где капля воды превращалась в дождинку, снежинку и прочие состояния, на утро пришёл и с порога воскликнул: — Я видел иней. Вон он, за окном! Аня, тоже нынешняя
В дидактические игры дети выражают желание играть и в минуты досуга. Предлагаешь подвижную игру, а ребята: — Мы ещё хотим в игру «Скажи наоборот» поиграть. Может быть, потому что она проводится с мячом? Надеюсь, что нет. Многие признаются, что играют с домочадцами дома в игру «Я знаю 5 названий», поражая родителей тем, что детям уже знакомы слова «Виды транспорта» или «Головные уборы».
Бабушка пятилетней Иры проиграла, посчитав шапку предметом одежды. Внучка напомнила, как нужно было выразиться правильно. И в
Несмотря на уже вроде бы доказанную ценность дидактических игр для использования на занятиях, этот процесс имеет свои достоинства и недостатки, особенно игры с использованием наглядности.
ДОСТОИНСТВА |
НЕДОСТАТКИ |
|
|
Возрастной состав обучаемых в ПК детей, в связи с подготовкой к переходу на
— в 2010 — 2011 уч.году больше
— в 2011 — 2012 и
— в 2012 — 2013
Но на успехах детей это не отразилось, так как, если
Это выяснилось, благодаря ежегодному мониторингу готовности детей к школьному обучению, который я провожу совместно с психологом школы, и прослеживается в диаграммах развития детей в тех компетенциях, которые вызывают обеспокоенность.
Образовательная область «Здоровье» ОБП, Валеология
Образовательная область «Коммуникация» Развитие речи
Образовательная область «Познание» Ознакомление с окружающим миром
Образовательная область «Творчество» Знания о цветовом спектре
Образовательная область «Социум» Уровень культуры (этические представления, сведения об искусстве)
Результаты убеждают в нужной направленности моей педагогической деятельности, и, конечно, в том, что дидактическая игра необходима на занятиях в подготовительном классе, имеет право на существование в том виде, в котором она предлагается детям, для активизации их познавательной деятельности.
- 9936 просмотров